Новости> Антикоррупционные поправки к закону «О гособоронзаказе»

Антикоррупционные поправки к закону «О гособоронзаказе»

После вступления в силу с 1 сентября поправок к закону "О гособоронзаказе" предприятия не смогут покрывать многие свои расходы за счет средств Минобороны России.

Первый опыт применения закона "О гособоронзаказе" (275–ФЗ) с вступившими в силу с 1 сентября антикоррупционными поправками показал, что теперь оборонные предприятия могут оказаться на грани финансового краха. Поправки направлены на то, чтобы исключить нецелевое расходование средств по гособоронзаказу.

Теперь каждому контракту присваивается идентификационный код. В привязке к этому коду исполнитель гособоронзаказа, а также все его субконтрактники должны открыть расчетные счета в одном из девяти банков, уполномоченных работать с Министерством обороны. Конечно, среди них такие гиганты отечественной финансовой индустрии, как Сбербанк и ВТБ.

Все это делается, чтобы денежные средства по каждому военному контракту не перетекали хаотично со счета на счет в разных финансовых институтах, а двигались подконтрольно в пределах одной кредитной организации и всегда можно было проверить, на что они были потрачены.

Из–за этих новаций проблемы с финансированием гособоронзаказа могут возникнуть уже к Новому году, прежде всего у крупных — головных компаний с большим числом субконтрактников.

Хотели как лучше

Все без исключения собеседники "ДП" отметили, что инициатива государства по повышению прозрачности гособоронзаказа совершенно правильна: власти не хотят, чтобы средства, выделяемые по гособоронзаказу, выводились в офшоры, а потом повышались цены на военные изделия.

Однако техническое воплощение этой идеи оставляет желать лучшего. Одна из главных проблем — это распределение расходов предприятия между коммерческим заказами и гособоронзаказом. Головные компании: Адмиралтейские верфи, Северная верфь, "Алмаз–Антей" и другие — отказались официально комментировать возникшие сложности. Анонимно один из представителей оборонно–промышленного комплекса описал ситуацию так: "Оборонные предприятия помимо прямых расходов на изготовление боевой техники еще несут расходы по содержанию предприятий, им необходимо тратиться на обновление оборудования, на расходные материалы. А они зачастую закупаются как для выполнения гособоронзаказа, так и для исполнения коммерческих заказов. Скажу проще: предприятие покупает материал. Как документально подтвердить, что он был использован при строительстве боевого корабля? Раньше мы закупали расходные материалы и комплектующие оптом, а теперь должны их покупать строго в определенном количестве для выполнения конкретного заказа. А откуда брать деньги на обслуживание предприятия — и вовсе непонятно".

Поставщик (субконтрактник) головного оборонного предприятия, отвечающего перед Минобороны за исполнение заказа, должен открыть счет только в уполномоченном банке, иначе он рискует не получить средства за отгруженную продукцию.

"Головные компании могут иметь до 25 тыс. поставщиков. Не каждый из них находится в том районе страны, где есть представительство уполномоченного банка. Этот вопрос, а также вопрос о том, как разделять расходы между оборонными и коммерческими заказами, промышленники поднимали еще весной, когда рассматривались поправки к закону. Но, как мы видим, никаких изменений внесено не было", — говорит генеральный директор ООО "НПО по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды" С.Цыбуков.

Дорога к банкротству

Размер накладных расходов, которые можно отнести на исполнение гособоронзаказа, промышленникам ограничили суммой 3 млн рублей в месяц.

"Что такое 3 млн рублей для предприятия с численностью персонала более 5 тыс. человек и оборотом более 10 млрд рублей? Это капля в море для крупного предприятия!" — восклицает один из промышленников.

Закон в нынешнем его виде, по мнению экспертов, убивает предприятия — они, конечно, не погибнут в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной, если ничего не поменять, точно не выживут.

А.Соловьев, глава Выборгского судостроительного завода, оценивая все происходящее в гособоронзаказе, радуется, что не заключил пока еще контракт с Минобороны, хотя такие переговоры были. "Представители оборонного ведомства не раз приезжали к нам, осматривали завод, обсуждали возможности строительства кораблей у нас. Но сейчас браться за исполнение гособоронзаказа очень рискованно", — добавляет А.Соловьев.

Для исполнения всех требований закона, четкого распределения расходов по каждому заказу численность персонала в бэк–офисе, в первую очередь на крупных предприятиях, должна быть больше, чем рабочих на заводе. Могу предположить, что у предприятий с низким запасом прочности проблемы с финансированием начнутся к Новому году и мы много интересного узнаем о нашем оборонно–промышленном комплексе. Идея сделать гособоронзаказ более прозрачным очень правильная, но техническая реализация хромает.

Источник: dp.ru