В связи с начавшимся глобальным финансово-экономическим кризисом 9 крупнейших российских кабельных заводов Ассоциации "Электрокабель" направили в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на реанимацию платежеспособного спроса участников рынка, сохранение оборотного капитала предприятий, создание условий для инвестирования, оздоровления финансово-кредитной системы.
По поручению Аппарата Правительства Российской Федерации указанные предложения были рассмотрены и в основном учтены Минфином России и Минэкономики России при подготовке Федеральных законов и антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
Ниже приводится текст письма Минфина России от 30.12.2008 года.
Департамент финансовой политики совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотрел ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации (письмо от 1 декабря 2008 г. № ШЗ-38722), по вопросу о предложениях, направленных на оздоровление финансово-кредитной системы, и сообщает следующее.
С учетом возникшей ситуации на финансовом рынке в целом и в банковском секторе федеральными органами исполнительной власти реализуется ряд мероприятий, направленных на расширение ликвидности и ресурсной базы кредитных организаций:
24 декабря 2008 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла проект федерального закона № 138312-5 «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», внесенный депутатами Государственной Думы В.М.Резником, А.П.Ковалем, К.Б.Шипуновым, Л.В.Пепеляевой и членом Совета Федерации Д.Н.Ананьевым, предусматривающий в том числе увеличение срока кредитов, предоставляемых Банком России без обеспечения российским кредитным организациям, с шести месяцев до одного года;
выделено 950 млрд. рублей для целей предоставления кредитным организациям субординированных кредитов. В настоящее время приняты решения о предоставлении субординированных кредитов таким банкам, как Сбербанк России (500 млрд. руб.), Банк ВТБ (200 млрд. руб.), Россельхозбанк (25 млрд. руб.). Также субординированные кредиты от государства получили Альфа-банк (10,2 млрд. руб.), Номос-банк (4,9 млрд. руб.), Ханты-Мансийский банк (2 млрд. руб.).
Банком России снижены до минимального уровня нормативы обязательных резервов кредитных организаций, что позволило высвободить для кредитных организаций более 300 млрд. руб. средств;
создан механизм рефинансирования Внешэкономбанком обязательств российских компаний, получивших кредиты за рубежом, в общей сумме до 500 млрд. долларов США.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на дополнительные меры по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в сумме 175 млрд. рублей.
По вопросу обеспечения пелевого финансирования банками инвестиционных проектов наиболее важных потребителей, имеющих народно-хозяйственное значение, сообщаем, что 24 декабря 2008 года Правительством Российской Федерации определен перечень системообразующих организаций, которым будет оказываться государственная поддержка. Кроме этого, при необходимости, будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий. Данный перечень не является исчерпывающим и может корректироваться в дальнейшем.
По вопросу практики, в соответствии с которой максимальная маржа коммерческих банков не должна превышать 2-3 %.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 9 Закона о банках органы законодательной и исполнительной власти, в том числе Минфин Росси не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
По вопросу предоставления отсрочки по уплате федеральных налогов в виде налогового кредита сроком на один год.
В настоящее время принят Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий в частности введение дополнительных оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов.
В целях снижения негативного влияния на финансы организаций единовременной уплаты НДС по итогам налогового периода в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. N° 172-ФЗ «О внесении изменений в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в главу 21 Налогового кодекса внесены изменения, позволяющие уплачивать налог, начиная с налога за третий квартал 2008 года, равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
По вопросу снижения ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 13 % сообщаем, что рассмотрение меры по снижению и унификации основной ставки НДС отложено на 2009 год.
Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. утвержден План действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.
В соответствии с указанном планом, в частности, предусматривается определение рекомендаций коммерческим банкам (в том числе банкам с государственным участием), использующим различные формы государственной поддержки, по изменению внутренних документов в части объемов кредитования приоритетным секторам экономики.
Кроме того, во исполнение пункта 5 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 26 ноября № ИШ-ШЗ-37пр Минфином России, Минэкономразвития России с участием Банка России осуществляется разработка мер по созданию механизма предоставления гарантий банкам-агентам последующего рефинансирования банков, осуществляющих
кредитования реального сектора экономики и позволит государству обеспечить доведение финансовых средств до конечных пользователей -организаций, нуждающихся в получении кредитных средств.
Перечисленные меры государственной поддержки кредитных организаций, а также подготовка рекомендаций банкам по объемам кредитования предприятий реального сектора, создание дополнительных механизмов финансирования банков, кредитующих предприятия реального сектора экономики, позволят обеспечить финансовую поддержку реального сектора экономики.
В ходе реализации антикризисных мер Ассоциацией "Электрокабель" 13 января 2009г. были направлены в Правительственную Комиссию. по повышению устойчивости развития российской экономики и в Минпромторг России предложения о включении в перечень организаций, нуждающихся в государственной поддержке, крупнейших кабельных заводов и холдингов. Аналогичные письма были направлены губернаторам г. С-Петербурга, Владимирской, Кировской, Иркутской областей и Пермского края о включении кабельных заводов в региональные перечни организаций, нуждающихся в государственной поддержке.
По данным Департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга России в проект регионального списка градо- и системообразующих предприятий включено для дальнейшего обсуждения по состоянию на 26.01.2009г. 6 кабельных заводов (с учетом предложений от регионов России).