Минобороны России отказалось расширить перечень уполномоченных банков с 9 до 50 банков, работающих в сфере реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ). Это следует из письма замминистра обороны Т.Шевцовой , направленного президенту Ассоциации региональных банков России (АРБР) депутату Госдумы А.Аксакову.
Уполномоченные банки, среди которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ, призваны обеспечивать контроль за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗа. По 275-ФЗ банки, сопровождающие госконтракты по оборонному заказу, должны иметь капитал не менее 100 млрд. руб., находиться под контролем РФ или ЦБ, а также лицензию на проведение работ, связанных с гостайной.
Ранее АРБР просила расширить список уполномоченных банков, работающих в рамках ГОЗа, с 9 до 50, «поскольку у многих негосударственных российских банков, имеющих капитал ниже установленного законом, сложилось взаимовыгодное и конструктивное сотрудничество с предприятиями сферы оборонзаказа».
— В целях сохранения этого сотрудничества и развития конкуренции необходимо расширение перечня, — говорилось в обращении АРБР.
Отказывая банкирам, Минобороны указало, что даже сегодня «не все банки, отнесенные к категории уполномоченных, приступили к банковскому сопровождению ГОЗа».
— Так, сведения об открытии отдельных счетов в Банке Москвы и АКБ «Российский капитал» отсутствуют, — пишет Минобороны. — Сертификационные ключи электронной подписи для обмена информацией с предприятиями ГОЗа банки не получили. ВЭБом до настоящего момента не обслуживаются контракты и, соответственно, не передается информация в единую информационную систему расчетов по ГОЗу.
По логике Минобороны, сложившаяся ситуация свидетельствует о неготовности большинства банков к работе с компаниями в рамках ГОЗа.
— Сложившаяся ситуация создает предпосылки для снижения эффективности работы межведомственной системы контроля и результатов выполнения ГОЗа в целом. В этих условиях Минобороны не поддерживает предложение о расширении перечня уполномоченных банков, — резюмируют в военном ведомстве.
Глава Росфинмониторинга Ю.Чиханчин в марте 2015 г. сообщал президенту, что «из более чем 500 госконтрактов (в том числе по гособоронзаказу) примерно треть связана с офшорами, соучредители которых находятся за рубежом». Ю.Чиханчин также сообщал, что Росфинмониторинг работает над выстраиванием механизма, пресекающего подобные нарушения.
Сейчас в России действует госпрограмма вооружения на 2011–2020 гг. Так, в начале планового периода гособоронзаказ исполнялся на 82–84%. В 2010 г. армия недополучила около трети обещанного предприятиями вооружения и военной техники. По мнению аналитиков, к многочисленным срывам ГОЗа в прошлом привело отсутствие консенсуса между оборонно-промышленным комплексом и госзаказчиком, Минобороны, по ряду параметров. В 2012 г. министра обороны А.Сердюкова сменил С.Шойгу, а курирующий оборонку вице-премьер Д.Рогозин был назначен председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве России (с сентября 2014 г. ее возглавляет лично президент В.Путин). Это реанимировало зашедший в тупик диалог между промышленностью и госзаказчиком.
В 2013 г. был принят новый закон о гособоронзаказе, урегулировавший ряд разногласий между министерством и ОПК. В частности, он допускает компенсацию непредвиденных расходов, которые зачастую появлялись в долгосрочных проектах, растянутых на 5–7 лет. В 2014 г. гособоронзаказ выполнен приблизительно на 95%, заявлял в декабре в интервью «Известиям» замминистра обороны Ю.Борисов.
— Уполномоченные банки должны соответствовать требованиям закона, — считает зампредседателя Национального совета финансового рынка (НСФР) А.Наумов.
По словам партнера компании «Деловой фарватер» Р.Терехина, позиция Минобороны более чем целесообразна.
— В условиях кризиса слишком рискованно расширять перечень уполномоченных банков по ГОЗу с 9 до 50, — уверен Р.Терехин. — Иначе обеспечивать контроль за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗа будут банки, которые не смогут справиться с задачей на должном уровне. В результате могут возникнуть различные задержки, снизится качество контроля, вывод средств ГОЗа за рубеж станет более доступным. Особенно риски подобного сценария возрастут, если у уполномоченного банка отзовут лицензию, что сейчас часто бывает даже с крупными участниками рынка. Если, по данным Минобороны, не все из девяти сейчас уполномоченных банков справляются с возложенными на них функциями, шестикратное расширение списка вряд ли сможет принеси положительный результат.
Директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка Д.Агарков считает, что отказ Минобороны расширить список уполномоченных банков демонстрирует избирательный подход к решению сложных вопросов.
— Подобный подход косвенно указывает на желание «заряжать» ликвидностью лишь государственные и избранные частные банки, — уверен Д.Агарков. — Коммерческие банки уже не раз ограничивали в доступе к государственным заказам. Нужны единые для всех правила игры.
Минобороны стремится снизить риски контрагента, что особенно актуально в моменты макроэкономической нестабильности, комментирует аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Е.Славнов.
— Тем не менее, данные требования фактически являются заградительными и лишают частные банки какой-либо возможности поучаствовать в обслуживании данных средств вне зависимости от их финансового состояния и степени надежности. Несмотря на то что контроль за госсредствами безусловно необходим, подобное ограничение конкуренции, создающее дополнительные преференции для госбанков, в моих глазах является не совсем верным подходом, — считает он.
Р.Терехин прогнозирует, что на получение позитивных результатов от усиления контроля за сферой ГОЗа может уйти 1,5–2 года в случае работы уполномоченных банков на должном уровне.
Уполномоченные банки, среди которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ, призваны обеспечивать контроль за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗа. По 275-ФЗ банки, сопровождающие госконтракты по оборонному заказу, должны иметь капитал не менее 100 млрд. руб., находиться под контролем РФ или ЦБ, а также лицензию на проведение работ, связанных с гостайной.
Ранее АРБР просила расширить список уполномоченных банков, работающих в рамках ГОЗа, с 9 до 50, «поскольку у многих негосударственных российских банков, имеющих капитал ниже установленного законом, сложилось взаимовыгодное и конструктивное сотрудничество с предприятиями сферы оборонзаказа».
— В целях сохранения этого сотрудничества и развития конкуренции необходимо расширение перечня, — говорилось в обращении АРБР.
Отказывая банкирам, Минобороны указало, что даже сегодня «не все банки, отнесенные к категории уполномоченных, приступили к банковскому сопровождению ГОЗа».
— Так, сведения об открытии отдельных счетов в Банке Москвы и АКБ «Российский капитал» отсутствуют, — пишет Минобороны. — Сертификационные ключи электронной подписи для обмена информацией с предприятиями ГОЗа банки не получили. ВЭБом до настоящего момента не обслуживаются контракты и, соответственно, не передается информация в единую информационную систему расчетов по ГОЗу.
По логике Минобороны, сложившаяся ситуация свидетельствует о неготовности большинства банков к работе с компаниями в рамках ГОЗа.
— Сложившаяся ситуация создает предпосылки для снижения эффективности работы межведомственной системы контроля и результатов выполнения ГОЗа в целом. В этих условиях Минобороны не поддерживает предложение о расширении перечня уполномоченных банков, — резюмируют в военном ведомстве.
Глава Росфинмониторинга Ю.Чиханчин в марте 2015 г. сообщал президенту, что «из более чем 500 госконтрактов (в том числе по гособоронзаказу) примерно треть связана с офшорами, соучредители которых находятся за рубежом». Ю.Чиханчин также сообщал, что Росфинмониторинг работает над выстраиванием механизма, пресекающего подобные нарушения.
Сейчас в России действует госпрограмма вооружения на 2011–2020 гг. Так, в начале планового периода гособоронзаказ исполнялся на 82–84%. В 2010 г. армия недополучила около трети обещанного предприятиями вооружения и военной техники. По мнению аналитиков, к многочисленным срывам ГОЗа в прошлом привело отсутствие консенсуса между оборонно-промышленным комплексом и госзаказчиком, Минобороны, по ряду параметров. В 2012 г. министра обороны А.Сердюкова сменил С.Шойгу, а курирующий оборонку вице-премьер Д.Рогозин был назначен председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве России (с сентября 2014 г. ее возглавляет лично президент В.Путин). Это реанимировало зашедший в тупик диалог между промышленностью и госзаказчиком.
В 2013 г. был принят новый закон о гособоронзаказе, урегулировавший ряд разногласий между министерством и ОПК. В частности, он допускает компенсацию непредвиденных расходов, которые зачастую появлялись в долгосрочных проектах, растянутых на 5–7 лет. В 2014 г. гособоронзаказ выполнен приблизительно на 95%, заявлял в декабре в интервью «Известиям» замминистра обороны Ю.Борисов.
— Уполномоченные банки должны соответствовать требованиям закона, — считает зампредседателя Национального совета финансового рынка (НСФР) А.Наумов.
По словам партнера компании «Деловой фарватер» Р.Терехина, позиция Минобороны более чем целесообразна.
— В условиях кризиса слишком рискованно расширять перечень уполномоченных банков по ГОЗу с 9 до 50, — уверен Р.Терехин. — Иначе обеспечивать контроль за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗа будут банки, которые не смогут справиться с задачей на должном уровне. В результате могут возникнуть различные задержки, снизится качество контроля, вывод средств ГОЗа за рубеж станет более доступным. Особенно риски подобного сценария возрастут, если у уполномоченного банка отзовут лицензию, что сейчас часто бывает даже с крупными участниками рынка. Если, по данным Минобороны, не все из девяти сейчас уполномоченных банков справляются с возложенными на них функциями, шестикратное расширение списка вряд ли сможет принеси положительный результат.
Директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка Д.Агарков считает, что отказ Минобороны расширить список уполномоченных банков демонстрирует избирательный подход к решению сложных вопросов.
— Подобный подход косвенно указывает на желание «заряжать» ликвидностью лишь государственные и избранные частные банки, — уверен Д.Агарков. — Коммерческие банки уже не раз ограничивали в доступе к государственным заказам. Нужны единые для всех правила игры.
Минобороны стремится снизить риски контрагента, что особенно актуально в моменты макроэкономической нестабильности, комментирует аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Е.Славнов.
— Тем не менее, данные требования фактически являются заградительными и лишают частные банки какой-либо возможности поучаствовать в обслуживании данных средств вне зависимости от их финансового состояния и степени надежности. Несмотря на то что контроль за госсредствами безусловно необходим, подобное ограничение конкуренции, создающее дополнительные преференции для госбанков, в моих глазах является не совсем верным подходом, — считает он.
Р.Терехин прогнозирует, что на получение позитивных результатов от усиления контроля за сферой ГОЗа может уйти 1,5–2 года в случае работы уполномоченных банков на должном уровне.
Источник: vpk.name