18 ноября, на 381-м заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа глава Министерства промышленности и торговли РФ Д.Мантуров выступил с докладом о реализации программ импортозамещения в отраслях промышленности. Также министр представил сенаторам подготовленные ведомством новые механизмы, направленные на развитие промышленного потенциала регионов.
«Импортозамещение – это не мода, а долгосрочный и осознанный тренд промышленной политики, нацеленный на развитие собственной конкурентоспособной промышленности. Это наша с вами основная задача на много лет вперед», – заявил во время своего выступления Д.Мантуров.
Говоря про первые итоги реализации программ импортозамещения в отраслях промышленности, глава Минпромторга сообщил, что за первые 10 месяцев текущего года импорт промышленных товаров сократился почти на 40%, а физический объем экспорта вырос на 5,6%. Этому способствовало, прежде всего, слаженное взаимодействие государства и бизнеса, необходимые условия для которого обеспечило принятие закона «О промышленной политике в РФ».
Министр также подчеркнул, что в части замещения импортных комплектующих в российских вооружениях и военной технике были своевременно приняты все необходимые решения, утверждены подробные план-графики и выделено финансирование. Сейчас по всем предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ведется постоянный мониторинг реализации этих планов, результаты которого сверяются с Министерством обороны.
В гражданских секторах промышленности Минпромторг совместно с регионами провел глубокую ревизию технологического уровня всех отраслей и определил критическую номенклатуру изделий, которые пока не выпускаются в нашей стране. По результатам этой работы в марте были утверждены 20 отраслевых планов, включающих более 2200 направлений импортозамещения.
Кроме того, Минпромторг подготовил методологическое обеспечение реализации планов импортозамещения на региональном уровне. Для этого уже заключены 70 соглашений о сотрудничестве с субъектами РФ, и в ближайшее время будут подписаны остальные.
Еще Д.Мантуров рассказал о деятельности Фонда развития промышленности, который фактически стал основным координатором процесса импортозамещения, аккумулировав свыше 1270 проектов с суммарной потребностью в финансировании более 440 млрд. руб. На 2015 г. бюджет фонда составляет 20 млрд. руб., поэтому Минпромторг вынужден вести предельно жесткий отбор проектов, обеспечивающих максимальный эффект. При этом важнейшим критерием поддержки того или иного проекта является позиция соответствующего региона.
«Фонду в сжатые сроки удалось выстроить систему экспертизы проектов, что позволило менее чем за полгода одобрить 56 долгосрочных займов стоимостью 5% годовых на сумму более 19,2 млрд. руб., – уточнил Д.Мантуров. – Ожидаемый объем налоговых поступлений до 2022 г. должен составить 43 млрд. руб. Общий объем планируемых инвестиций в реальный сектор – свыше 125 млрд. руб. И это почти 9 тыс. вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест».
Еще одним новым инструментом промышленной политики, позволяющим эффективно решать проблемы импортозамещения, по словам министра, является механизм специнвестконтрактов. Благодаря ему, федеральный центр и субъекты Федерации могут решать проблемы инвестиционной привлекательности регионов и трансфера зарубежных технологий. В частности, в обмен на обязательства инвесторов повышать технологический уровень и наращивать локализацию в России им предоставляются долгосрочные гарантии и преференции на федеральном и региональном уровнях.
Также Д.Мантуров напомнил, что для стимулирования спроса на российскую высокотехнологичную продукцию используется максимально возможный с учетом ограничений ВТО набор регуляторных механизмов. Например, благодаря утвержденным поправкам к Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» стало возможно более эффективное взаимодействие между госкомпаниями-потребителями и российскими поставщиками при реализации крупных инвестпроектов. А благодаря новому закону «О стандартизации» за счет установления требований к объектам закупки на основе национальных стандартов развивается отечественное производство и импортозамещение.
В дополнение к этому Минпромторг подготовил ряд новых механизмов, направленных на ускоренное и эффективное обеспечение импортозамещения в промышленности. Например, в рамках корректировки Налогового кодекса РФ ведомство предложило включить оговорку о не повышении федеральной и региональной составляющих налоговой нагрузки для компаний, заключивших специнвестконтракт, на весь срок его реализации. Еще одно предложение – возможность применения к основной норме амортизации специального коэффициента в размере не выше 2 в отношении продукции, произведенной в рамках реализации специального инвестиционного контракта.
Также с Минфином прорабатывается механизм формирования перечня инвестпроектов, которым по решению органов власти субъектов Федерации может быть оказана поддержка в виде установления до 2025 г. региональной составляющей налога на прибыль ниже текущего уровня при обнулении федеральной части. Дополнительно Минпромторг предложил в новых поправках к Федеральному закону № ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотреть возможность наделения участников специнвестконтрактов статусом единственного поставщика.
«Все эти инициативы сделают данный инструмент развития промышленного потенциала регионов еще более привлекательным для российских и зарубежных инвесторов», – пообещал Д.Мантуров.
«Импортозамещение – это не мода, а долгосрочный и осознанный тренд промышленной политики, нацеленный на развитие собственной конкурентоспособной промышленности. Это наша с вами основная задача на много лет вперед», – заявил во время своего выступления Д.Мантуров.
Говоря про первые итоги реализации программ импортозамещения в отраслях промышленности, глава Минпромторга сообщил, что за первые 10 месяцев текущего года импорт промышленных товаров сократился почти на 40%, а физический объем экспорта вырос на 5,6%. Этому способствовало, прежде всего, слаженное взаимодействие государства и бизнеса, необходимые условия для которого обеспечило принятие закона «О промышленной политике в РФ».
Министр также подчеркнул, что в части замещения импортных комплектующих в российских вооружениях и военной технике были своевременно приняты все необходимые решения, утверждены подробные план-графики и выделено финансирование. Сейчас по всем предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ведется постоянный мониторинг реализации этих планов, результаты которого сверяются с Министерством обороны.
В гражданских секторах промышленности Минпромторг совместно с регионами провел глубокую ревизию технологического уровня всех отраслей и определил критическую номенклатуру изделий, которые пока не выпускаются в нашей стране. По результатам этой работы в марте были утверждены 20 отраслевых планов, включающих более 2200 направлений импортозамещения.
Кроме того, Минпромторг подготовил методологическое обеспечение реализации планов импортозамещения на региональном уровне. Для этого уже заключены 70 соглашений о сотрудничестве с субъектами РФ, и в ближайшее время будут подписаны остальные.
Еще Д.Мантуров рассказал о деятельности Фонда развития промышленности, который фактически стал основным координатором процесса импортозамещения, аккумулировав свыше 1270 проектов с суммарной потребностью в финансировании более 440 млрд. руб. На 2015 г. бюджет фонда составляет 20 млрд. руб., поэтому Минпромторг вынужден вести предельно жесткий отбор проектов, обеспечивающих максимальный эффект. При этом важнейшим критерием поддержки того или иного проекта является позиция соответствующего региона.
«Фонду в сжатые сроки удалось выстроить систему экспертизы проектов, что позволило менее чем за полгода одобрить 56 долгосрочных займов стоимостью 5% годовых на сумму более 19,2 млрд. руб., – уточнил Д.Мантуров. – Ожидаемый объем налоговых поступлений до 2022 г. должен составить 43 млрд. руб. Общий объем планируемых инвестиций в реальный сектор – свыше 125 млрд. руб. И это почти 9 тыс. вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест».
Еще одним новым инструментом промышленной политики, позволяющим эффективно решать проблемы импортозамещения, по словам министра, является механизм специнвестконтрактов. Благодаря ему, федеральный центр и субъекты Федерации могут решать проблемы инвестиционной привлекательности регионов и трансфера зарубежных технологий. В частности, в обмен на обязательства инвесторов повышать технологический уровень и наращивать локализацию в России им предоставляются долгосрочные гарантии и преференции на федеральном и региональном уровнях.
Также Д.Мантуров напомнил, что для стимулирования спроса на российскую высокотехнологичную продукцию используется максимально возможный с учетом ограничений ВТО набор регуляторных механизмов. Например, благодаря утвержденным поправкам к Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» стало возможно более эффективное взаимодействие между госкомпаниями-потребителями и российскими поставщиками при реализации крупных инвестпроектов. А благодаря новому закону «О стандартизации» за счет установления требований к объектам закупки на основе национальных стандартов развивается отечественное производство и импортозамещение.
В дополнение к этому Минпромторг подготовил ряд новых механизмов, направленных на ускоренное и эффективное обеспечение импортозамещения в промышленности. Например, в рамках корректировки Налогового кодекса РФ ведомство предложило включить оговорку о не повышении федеральной и региональной составляющих налоговой нагрузки для компаний, заключивших специнвестконтракт, на весь срок его реализации. Еще одно предложение – возможность применения к основной норме амортизации специального коэффициента в размере не выше 2 в отношении продукции, произведенной в рамках реализации специального инвестиционного контракта.
Также с Минфином прорабатывается механизм формирования перечня инвестпроектов, которым по решению органов власти субъектов Федерации может быть оказана поддержка в виде установления до 2025 г. региональной составляющей налога на прибыль ниже текущего уровня при обнулении федеральной части. Дополнительно Минпромторг предложил в новых поправках к Федеральному закону № ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотреть возможность наделения участников специнвестконтрактов статусом единственного поставщика.
«Все эти инициативы сделают данный инструмент развития промышленного потенциала регионов еще более привлекательным для российских и зарубежных инвесторов», – пообещал Д.Мантуров.
Источник: minpromtorg.gov.ru