Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил правила, определяющие порядок мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием и критерии оценки возможности коррупционных проявлений в этом процессе. Соответствующее постановление Правительства 11 ноября размещено на сайте кабмина. Проведение такого мониторинга предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции. Активное участие в разработке критериев оценки коррупционных рисков принимал Экспертный совет при Правительстве РФ.
Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы был утвержден Президентом РФ 11 апреля 2014 года. В одном из поручений в рамках Нацплана речь идет о проведении анализа коррупционных рисков при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечении мер по снижению уровня коррупции. Основным исполнителем по данному поручению является Минэкономразвития, среди соисполнителей — Экспертный совет при Правительстве РФ и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Большинство предложений экспертов учтены в итоговом документе. В отчёте о мониторинге реализации крупных проектов с госучастием должна быть, в частности, отражена информация о распорядительных, контролирующих и согласующих органах власти федерального, регионального и муниципального уровня: какие конкретно чиновники и руководители госкомпаний отвечают за реализацию проекта, сколько из них было назначено незадолго до старта проекта.
Включены в форму отчёта и предложенные Экспертным советом вопросы о затратах на внешнюю инфраструктуру и источниках соответствующих денежных средств, о характере оборудования, используемого при реализации проекта. Так, при оценке вероятности коррупционных проявлений будут приниматься во внимание такие факты, как наличие отечественных аналогов у используемого импортного оборудования, использование заведомо дорогих материалов и технических решений. При этом важно, проведён ли на стадии проекта технологический и ценовой аудит (ТЦА) и каковы его результаты.
Можно строить электростанцию с медными проводами, можно с алюминиевыми — разница в 5 раз. При этом на функциональные особенности объекта это никаким образом не влияет. Задача ТЦА состоит в том, чтобы на этапе подготовки проекта рассмотреть все альтернативные варианты его оптимизации, чтобы убедиться, что та мощность, которая закладывается в объект, те материалы, технические решения — они выбраны оптимально», — говорит министр РФ Михаил Абызов.
В ходе мониторинга, согласно утверждённым Правительством документам, должна быть выявлена доля экспертных и проектных организаций, уже имевших ранее опыт взаимодействия с подрядными организациями. В рамках мониторинга будет проверяться получение разрешений на строительство к моменту начала строительства и оформления прав на земельные участки, а также переноса инженерных коммуникаций.
Особое внимание в ходе мониторинга будет уделяться анализу привлечения и работы субподрядных организаций на этапе строительных работ. Так, необходимо будет выяснить, есть ли субподрядчики на выполнение работ, являющихся профильными для основной организации, и имело ли место резкое увеличение в денежном выражении объёмов выполняемых ими работ по сравнению с ранее заявленными. Важно также, состоят ли субподрядчики в одной саморегулируемой организации. С предложением включить все эти пункты в отчёт по мониторингу ранее также выступал Экспертный совет.
По экспертным оценкам, на строительство приходится 80–90% всего бюджета, заложенного на реализацию инфраструктурного проекта. Именно на этой стадии наиболее высок риск коррупционных действий, вывода средств. Поэтому важно вовремя обратить внимание на предпосылки подобных действий», — считает Михаил Абызов.
Мониторинг коррупционных рисков при реализации крупных проектов важен и на стадии сдачи в эксплуатацию, и при непосредственной эксплуатации объекта. Так, при проведении мониторинга необходимо будет учитывать, окончен ли весь комплекс работ на объекте к моменту его сдачи в эксплуатацию, сдан ли проект в срок и какая дополнительная финансовая и экономическая нагрузка ждёт застройщика при срыве сроков. В ходе мониторинга также должна быть выявлена возможная связь лица, осуществляющего эксплуатацию объекта, с заказчиком или застройщиком.
Главные распорядители средств федерального бюджета, ответственные за реализацию крупных проектов, согласно утверждённым правилам, должны будут ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять отчёты о мониторинге реализации крупных проектов в Минэкономразвития. На их основе министерство формирует сводный доклад, который направляется в Счетную палату РФ, Правительство РФ и Экспертный совет при Правительстве.
В соответствии с правилами, крупными проектами признаются проекты, которые реализуется в рамках указа Президента, ФЦП или федеральной адресной инвестиционной программы, полностью или частично финансируются (в объёме не менее 5% сметной стоимости) за счёт средств федерального бюджета и (или) Фонда национального благосостояния, а сметная стоимость проекта составляет от 8 млрд рублей. При этом фактически выполненный и профинансированный заказчиками объём работ в рамках реализации проекта по состоянию на 1 января 2014 года должен составлять не более 50% сметной стоимости.
Перечень крупных проектов утверждается Правительством по представлению Минэкономразвития России.
Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы был утвержден Президентом РФ 11 апреля 2014 года. В одном из поручений в рамках Нацплана речь идет о проведении анализа коррупционных рисков при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечении мер по снижению уровня коррупции. Основным исполнителем по данному поручению является Минэкономразвития, среди соисполнителей — Экспертный совет при Правительстве РФ и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Большинство предложений экспертов учтены в итоговом документе. В отчёте о мониторинге реализации крупных проектов с госучастием должна быть, в частности, отражена информация о распорядительных, контролирующих и согласующих органах власти федерального, регионального и муниципального уровня: какие конкретно чиновники и руководители госкомпаний отвечают за реализацию проекта, сколько из них было назначено незадолго до старта проекта.
Включены в форму отчёта и предложенные Экспертным советом вопросы о затратах на внешнюю инфраструктуру и источниках соответствующих денежных средств, о характере оборудования, используемого при реализации проекта. Так, при оценке вероятности коррупционных проявлений будут приниматься во внимание такие факты, как наличие отечественных аналогов у используемого импортного оборудования, использование заведомо дорогих материалов и технических решений. При этом важно, проведён ли на стадии проекта технологический и ценовой аудит (ТЦА) и каковы его результаты.
Можно строить электростанцию с медными проводами, можно с алюминиевыми — разница в 5 раз. При этом на функциональные особенности объекта это никаким образом не влияет. Задача ТЦА состоит в том, чтобы на этапе подготовки проекта рассмотреть все альтернативные варианты его оптимизации, чтобы убедиться, что та мощность, которая закладывается в объект, те материалы, технические решения — они выбраны оптимально», — говорит министр РФ Михаил Абызов.
В ходе мониторинга, согласно утверждённым Правительством документам, должна быть выявлена доля экспертных и проектных организаций, уже имевших ранее опыт взаимодействия с подрядными организациями. В рамках мониторинга будет проверяться получение разрешений на строительство к моменту начала строительства и оформления прав на земельные участки, а также переноса инженерных коммуникаций.
Особое внимание в ходе мониторинга будет уделяться анализу привлечения и работы субподрядных организаций на этапе строительных работ. Так, необходимо будет выяснить, есть ли субподрядчики на выполнение работ, являющихся профильными для основной организации, и имело ли место резкое увеличение в денежном выражении объёмов выполняемых ими работ по сравнению с ранее заявленными. Важно также, состоят ли субподрядчики в одной саморегулируемой организации. С предложением включить все эти пункты в отчёт по мониторингу ранее также выступал Экспертный совет.
По экспертным оценкам, на строительство приходится 80–90% всего бюджета, заложенного на реализацию инфраструктурного проекта. Именно на этой стадии наиболее высок риск коррупционных действий, вывода средств. Поэтому важно вовремя обратить внимание на предпосылки подобных действий», — считает Михаил Абызов.
Мониторинг коррупционных рисков при реализации крупных проектов важен и на стадии сдачи в эксплуатацию, и при непосредственной эксплуатации объекта. Так, при проведении мониторинга необходимо будет учитывать, окончен ли весь комплекс работ на объекте к моменту его сдачи в эксплуатацию, сдан ли проект в срок и какая дополнительная финансовая и экономическая нагрузка ждёт застройщика при срыве сроков. В ходе мониторинга также должна быть выявлена возможная связь лица, осуществляющего эксплуатацию объекта, с заказчиком или застройщиком.
Главные распорядители средств федерального бюджета, ответственные за реализацию крупных проектов, согласно утверждённым правилам, должны будут ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять отчёты о мониторинге реализации крупных проектов в Минэкономразвития. На их основе министерство формирует сводный доклад, который направляется в Счетную палату РФ, Правительство РФ и Экспертный совет при Правительстве.
В соответствии с правилами, крупными проектами признаются проекты, которые реализуется в рамках указа Президента, ФЦП или федеральной адресной инвестиционной программы, полностью или частично финансируются (в объёме не менее 5% сметной стоимости) за счёт средств федерального бюджета и (или) Фонда национального благосостояния, а сметная стоимость проекта составляет от 8 млрд рублей. При этом фактически выполненный и профинансированный заказчиками объём работ в рамках реализации проекта по состоянию на 1 января 2014 года должен составлять не более 50% сметной стоимости.
Перечень крупных проектов утверждается Правительством по представлению Минэкономразвития России.
Источник: open.gov.ru