Согласно тексту
действующего закона, экспертиза является добровольной, а в реальной
экономической практике это значит – фиктивной. Качество поставляемых товаров,
работ или услуг проверить невозможно. Это вызывает огромные трудности
и перерасходы государства особенно в области реализации национальных
и инфраструктурных проектов. Готова ли контрактная система России
к тому, чтобы экспертиза стала ее обязательной частью?
В рамках
панельной дискуссии был представлен пилотный проект внедрения
обязательного механизма экспертизы в закупки. Совместная инициатива
ОНФ и Росаккредитации при поддержке Гильдии отечественных закупщиков
реализуется более чем в 10 субъектах РФ. На стартовом этапе
проект охватывает не всю номенклатуру закупок, а несколько
направлений в социально значимых закупках. Среди них: общественное
питание, кабельная проводниковая продукция, трубная продукция, бытовая химия,
медицина…
Алексей Херсонцев, заместитель министра экономического
развития РФ напомнил, что возможность внедрения обязательной экспертизы
в профессиональном сообществе начали обсуждать
два года назад, также на площадке форума ГОСЗАКАЗ-2019. Проект получил
практическое продолжение.
– Качество
результатов исполнения контрактов важно прежде всего для потребителей.
При этом экспертиза – это средство защиты и для добросовестных
заказчиков – это, в том числе и инструмент поддержки добросовестных
государственных и муниципальных служащих.
Без проверки качества поставляемого товара нормы
оптимизационного пакета не будут работать, считает Координатор Бюро
расследований ОНФ, депутат Государственной Думы Антон Гетта:
– Мы
в рамках работы ОНФ столкнулись с тем, что если
не производится процедура экспертизы поставляемых товаров,
то и у заказчиков, и у поставщиков возникают стимулы
к злоупотреблениям на качестве товаров. Это имеет критические
последствия, особенно когда речь идет о социально важных поставках:
продукты питания для детских садов, шприцы и антисептики для медучреждений…
Бюро
расследований ОНФ в рамках проекта «Город N» вскрыло схемы поставок
некачественного инвентаря и материалов на объекты благоустройства.
Нарушения обнаружены и на поставках медоборудования
для строящихся по всей стране фельдшерско-акушерских пунктов.
Лидия Травкина,
заместитель генерального директора Национального института аккредитации
Росаккредитации подробно рассказала о структуре и компетенциях
органов инспекции, также она детально описала гипотетический механизм
проведения обязательной экспертизы, созданный в рамках пилотного проекта.
Механизм уже апробирован и учитывает все требования реальной экономики.
В представленной
модели экспертиза делится на несколько этапов в зависимости
от глубины и предполагает появление в процедуре исполнения
контракта нового юридического лица – квалифицированного инспектора.
Принципиально важно, что глубина экспертизы может быть разной
в зависимости от уровня риска; соответственно это влияет
на стоимость процедуры. Как пояснила Травкина, стоимость экспертизы
напрямую связана с объемом выполненных работ. Разработана понятная
методика расчета стоимости экспертизы эти подходы стандартизированы.
–
Преимущества экспертизы для всех сторон очень значимые: экономия бюджетных
средств, отсутствие необходимости в спорных случаях каждый раз привлекать
лаборатории, – заключила Лидия Травкина.
Адаптацией
механизма независимой экспертизы в условиях реальной экономики
на местах занимается Гильдия отечественных закупщиков и специалистов
по закупкам и продажам.
Председатель правления Гильдии закупщиков Лидия
Никифорова:
–
Экспертиза это часть социальных обязательств государства. В госзаказе
не существует института независимой экспертизы. В 44-ФЗ такой
инструмент заложен, однако отсутствуют механизмы его применения. В нашем пилотном
проекте по созданию таких механизмов участвует более десятка регионов.
А это значит, что механизм действительно востребован в реальной
экономики.
По мнению
Никифоровой существуют фундаментальные сложности, которые предстоит решить
для того, чтобы экспертиза стала обязательной частью госконтракта.
Во-первых, это независимость эксперта, чтобы он не был в сговоре
с поставщиком/заказчиком. Во-вторых, стоимость экспертизы, кто должен ее
оплачивать? В-третьих, сроки (в 44-ФЗ строго прописаны и максимально ужаты
все сроки). Экспертиза должна быть максимально автоматизирована
и прозрачна как процедура.
Руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»,
главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки» Павел Лисин:
–
Как правильно и без последующих нареканий со стороны
контрольных органов провести экспертизу? Такого норматива не существует,
поэтому те, кто хотел бы им пользоваться для защиты своих
экономических интересов и качественного исполнения контрактов,
не могут этого сделать. В регионах пытаются принимать такие
методические рекомендации, однако они носят общий характер, описания самого
алгоритма не существует, документа, в который вы можете заглянуть
и точно сказать, что следует делать. Первостепенная задача – выработать
такие четкие правила.
После этого,
по словам Павла Лисина, можно последовательно приступать
и к решению других определяющих вопросов. Откуда брать деньги
на экспертизу? Существует несколько концепций: учитывать расходы
на экспертизу в бюджете (такие случаи в регионах уже есть);
обязывать заказчика платить за экспертизу; обязывать поставщика оплачивать
экспертизу при демпинге на торгах. В любом случае экспертиза
войдет в стоимость поставляемых товаров работ и услуг.
Руководитель
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Антон Шалаев отметил, что не менее важным фактором для качества
поставляемой продукции являются правильное описание требований к объекту
закупки. Именно ссылаясь на госты, заказчик может требовать достоверных
данных и от экспертизы.