Судовой кабель, казалось бы, не особо примечательный элемент, однако благодаря ему на судне сегодня работает вся электроника. Выберет компания при строительстве некачественный кабель – намучается с будущими ремонтами и переделками, произведет другая – такой, который в итоге никому не будет нужен, – не сможет его продать. А еще на судне часто обновляется техника...
На самые актуальные вопросы рынка судового кабеля отвечает генеральный директор ООО НПП "Спецкабель" Андрей Лобанов.
Какие судовые кабели сегодня наиболее востребованы? Чем это обусловлено?
В основе большинства современных судовых кабелей – разработки полувековой давности. Они постоянно совершенствуются и модернизируются, в зависимости от меняющихся требований к судам, а также в связи с появлением новых материалов для производства.
Корабли в России строят еще с петровских времен. За века сеть верфей и заводов разрослась и оплела крупнейшие водные артерии страны. Однако, несмотря на постоянное развитие, судостроение относительно консервативно, не терпит поспешных решений. Сказывается и то, что само строительство судна – процесс длительный, стартующий еще «на бумаге», задолго до начала работ на верфях. Сегодня отчасти строят еще по тем проектам, которые были разработаны много лет назад. Соответственно, тогда же в расчеты были заложены и кабели, естественно, из существующих на тот момент.
Но надо сказать, что в предыдущие десятилетия мы создали по кабелям большой задел, так что до сих пор в полной мере номенклатура производимых нами изделий может обеспечивать все потребности современного судостроения в специальных кабелях.
Меняется ли соотношение военных и гражданских заказов судовых кабелей? Чем это можно объяснить?
На примере нашего завода могу сказать, что в целом доля выпуска военных кабелей растет. Однако, когда мы выполняем заказы с военной приемкой, не всегда владеем информацией, для какого объекта ВПК они предназначаются. Поэтому трудно оценить, где именно – в судостроении или в других направлениях – сейчас наблюдается повышенный спрос на кабели.
Кроме того, план выпуска как военных, так и гражданских судов составляется на годы вперед. Учитывается финансовая ситуация, загруженность конкретных верфей и заводов… То есть в настоящее время судостроение реализуется по планам, составленным несколько лет назад и предусматривающим объемы и форматы строительства до 2025–2030 годов. А отражение сегодняшних событий в полной мере можно будет наблюдать лишь через 5–10 лет.
Кабельная отрасль, как поставщик комплектующих для судов, тоже живет по аналогичным правилам. По сути, кабели, разработанные когда-то под конкретный проект, лишь спустя годы, с началом строительства объекта, запускаются на производство.
На что делать ставку производителям кабельной продукции, планирующим развитие направления судовых кабелей?
В первую очередь, на освоение новых материалов. Появление современных полимеров позволяет создавать кабели с улучшенными характеристиками. Это во многом определяет возможности совершенствования как самих будущих кабелей, так и оборудования, для которого они предназначены.
Во-вторых, учитывать регулярное обновление техники и технологий. Судостроению, как и в целом всей промышленности, свойственна тенденция непрерывной компьютеризации и автоматизации. Это значит, что всегда востребованы судовые кабели для компьютерных сетей и автоматики. Наше предприятие – одно из немногих, которое делает судовые кабели данного направления.
Как обстоят дела с сырьем для производства судовых кабелей? Все ли удалось заместить?
Импорт сырья существенно снизился, но на производстве кабелей это критическим образом не отразилось. Первое время работали на имеющихся запасах, а параллельно занимались поиском и заменой зарубежных материалов на отечественные. В большинстве своем уже переориентировались, но совместная работа химических предприятий и кабельных заводов по поиску подходящих полимеров продолжается. Для нас цель такого сотрудничества зачастую не только в поиске материалов, идентичных зарубежным, но и разработке сырья, превосходящего по своим характеристикам импортные аналоги.
В целом, весомую долю ввозимого ранее сырья заместили на отечественное. В первую очередь, предприятия химических отраслей сконцентрировались на замене полимеров массового применения, то есть на таких, которые требуются в больших объемах. Но пока без должного внимания остается ниша относительно редких материалов. Такие требуются исключительно в небольших партиях, при изготовлении специальных кабелей узкого назначения. Создавать отечественные аналоги таковым – дело ближайших нескольких лет, а пока российская кабельная отрасль в этом сегменте по-прежнему используют импортное сырье. Это и складские запасы, где-то параллельный импорт, да и не все зарубежные поставщики отказались от прямого сотрудничества с таким перспективным рынком сбыта, как наша страна.
Как в судостроении происходит переход с импортных кабелей на отечественные?
До недавнего времени объем импортных кабелей в судостроении был достаточно заметным. Продукция массово шла из Южной Кореи, Финляндии… Сейчас поставок практически нет или, если и остаются, то в незначительных объемах. Освободившиеся ниши успешно занимают отечественные производители. Как видим, вакуума не образовалось.
Надо сказать, что уход иностранных игроков с российского рынка открыл возможности перед российскими кабельщиками. Конкуренция здесь достаточно сильная, а это говорит о том, что даже на сегодняшний момент отечественная кабельная отрасль может закрывать потребности в таких изделиях.
Развитие СМП – одна из важнейших задач России. Какую продукцию вы сегодня выпускаете (планируете выпускать) для освоения арктической зоны?
Северный морской путь еще только предстоит осваивать в полной мере. У нас для этого разработана специальная серия кабелей под маркой СКАБ. Позиционируем их в целом как кабели для экстремальных условий, но подразумеваем, прежде всего, арктические широты. Под этой маркой собраны кабели для промышленных зданий и сооружений, для объектов нефтегазовой отрасли Крайнего Севера и других регионов с суровым климатом. Сегодня наши кабели используются для строительства кораблей, платформ для добычи газа и нефти на шельфе…
Арктическое применение кабелей предполагает их эксплуатацию при крайне низких температурах, до минус 88 °С, тогда как для остальных климатических зон этот порог не ниже минус 60 °С. Первое, что страдает от воздействия экстремального холода, – защитная оболочка кабеля. Необходимо обеспечить ей запас прочности и стойкости, с учетом не только неподвижной эксплуатации в суровых условиях, но и возможного монтажа. А это уже многократные изгибы при прокладке, что чревато повреждением защитного слоя, а как следствие, его сердцевины.
Даже для прокладки в вечной мерзлоте у нас есть надежные бронированные, повышенной прочности решения. Сегодня с точки зрения кабельной продукции мы удовлетворяем все запросы предприятий, ведущих деятельность в северных широтах. Если возникнут новые задачи, то будем их реализовывать. Потенциал огромен.
Какой вклад вносит предприятие в охрану окружающей среды и обеспечение безопасности судовождения?
Тут стоит сказать о многогранности ответственности. С одной стороны, как производственного объекта, с другой – с точки зрения готовой продукции, с третьей – как части общества.
Что касается нас, как производителей и поставщиков, то вклад в охрану окружающей среды заключается в том, чтобы не оставить природе в наследство кучи мусора. Мы делаем продукцию с повышенным сроком службы – до 40 лет, а значит, кабель реже демонтируется и меньше засоряет природу. По сути, сроки эксплуатации в целом корабля и нашего кабеля совпадают, и кабель будет функционировать весь жизненный цикл плавсредства, не нуждаясь в замене.
Кроме того, на всех этапах деятельности мы отслеживаем отходы: сортируем и сдаем, что возможно, на вторичную переработку. Новую жизнь получают медь и некоторые виды пластика. Остальное утилизируем в соответствии с существующими правилами.
Предприятие следит также за показателями выбросов. Мы находимся в черте города, и требования здесь высокие.
С точки зрения готового изделия, наш вклад в охрану окружающей среды обеспечивается повышенной надежностью и безопасностью кабелей, которые мы делаем. Эти качества проверяются еще на этапе лабораторных испытаний. В реальных условиях изделие, погруженное в водную среду или же проложенное в земле, не принесет им вреда. Оболочка повышенной прочности и стойкости защищает кабель и окружающую среду от взаимного влияния друг на друга.
И о нас, как части общества: каждый лично понимает свою ответственность и посильный вклад в сохранность окружающей среды, воспитывает в себе разумное потребление и утилизацию отходов. На предприятии собираются и сдаются на вторсырье древесно-бумажные и пластиковые отходы, батарейки и т. д.
Назовите основные ошибки при выборе кабеля для судна.
По сути, выбор кабеля для судна происходит дважды. Первый раз – на этапе проектирования, когда закладываются требующиеся характеристики будущего изделия. Второй раз – на этапе строительства, когда выбирается уже конкретная марка кабеля и производитель.
Самая распространенная ошибка – исключительный приоритет низкой цены. Выбирая самый дешевый кабель, заказчик не всегда отдает себе отчет в том, что за этим может стоять. Чем дешевле кабель, тем дешевле материалы, использующиеся при его изготовлении. От этого может страдать качество и срок службы кабелей, что в дальнейшем это отразится на работе оборудования и самого судна.
Относительно молодое заблуждение – выбор кабеля под исключительно сегодняшние потребности оборудования. Не следует забывать, что за время жизненного цикла корабля, а это около сорока лет, оборудование неоднократно проходит модернизацию. Каждое новое поколение информационной техники требует более современных специальных кабелей. Если электродвигатель может проработать несколько десятилетий в первозданном виде, то различные системы информационной оснащенности и управления совершенствуются едва ли не каждые пять лет.
Если при строительстве не учесть такое стремительное развитие техники и электроники, то каждый раз придется заниматься переустройством кабельной трассы. А заложив кабель с учетом перспективных потребностей, вы избавите судно от экстремальных переделок и создадите условия для более комфортного внедрения новейших систем, в частности для перехода от радио- к космической связи, для интеграции новейших навигационных систем и т. д.
Таким образом, разумно закладывать кабель, который решает задачи не только сегодняшнего дня, но и предусматривает возможности совершенствования и модернизации судна в будущем.
Перспективы развития предприятия в области производства судового кабеля на ближайшие 5 лет.
Мы сейчас достаточно плотно занимаемся разработкой нового класса судовых кабелей. В ближайшие 5 лет планируем выпустить серию суперсовременных радиочастотных кабелей. Разработки ведутся для будущих проектов. Предполагаем, что через несколько лет строящиеся корабли и гражданские суда будут комплектоваться кабелями нового поколения.
Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/rynok_sudovogo_kabelya_chto_prodavat_i_kuda_vkladyvatsya.html