ГК «ИНВЭНТ», входящая в число крупнейших производителей кабельной продукции страны, вышла из проекта, совместного с немецкой компанией Pfisterer. Первоначально партнеры должны были локализовать в Татарстане под немецким брендом производство всего ассортимента кабельной арматуры. «ИНВЭНТ», вероятнее всего, решил разорвать отношения из-за неудавшейся попытки получить европейскую лицензию и контроль в СП, где немцы оставили за собой 60% долей, а право пользования торговой маркой согласились передать исключительно на условиях роялти. Представители «Пфистерер Рус» обратились с письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову и премьер-министру Алексею Песошину. Корреспондент «Реального времени» разбиралась в конфликте.
«Таткабелю» не хватало соединения
На самом деле, из распавшегося бизнес-союза «ИНВЭНТа» и Pfisterer могла бы сложиться идеальная пара: первый имеет богатое производство силовых кабелей на разные уровни напряжения, но не имеет крепежных муфт для соединения кабельных систем, а второй обладает мировой славой производителя кабельной арматуры, но не имеет собственного кабеля. «Pfisterer является одной из немногих компаний в мире, которая не имеет собственного производства высоковольтного кабеля, поэтому ей важно было закрепиться на кабельном рынке России, — отмечает гендиректор НП «Ассоциация «Электрокабель» Наталья Сахарова. — Аналогичных фирм единицы — это Pfisterer, Tyco Electronics, G&W». Объединившись в СП «Пфистерер Рус», партнеры, что называется, гармонично дополняли бы друг друга, создавая прекрасные возможности для обогащения бизнеса каждого из партнеров. Исходя из этих радужных соображений, в конце 2014 года ООО «ИНВЭНТ» и германская Pfisterer Holding AG заключили «брак по расчету», договорившись открыть совместное предприятие по выпуску всего ассортимента муфт для кабельных линий напряжением от 110 до 330 кВ (при этом лицензия на производство была предоставлена Pfisterer до 550 кВ).
Этот проект сразу получил большой международный резонанс, так как его созданию предшествовало подписание меморандума о стратегическом сотрудничестве в области кабельных линий высокого и сверхвысокого напряжения. Это событие произошло на технической выставке CIGRE-2014 в Париже в августе 2014 года. Церемония проходила с участием высокопоставленных федеральных чиновников. На подписании с российской стороны присутствовали замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, гендиректор ОАО «Россети» Олег Бударгин, председатель правления ФСК ЕЭС Андрей Муров. Подписи под документом поставили представитель ООО «ИНВЭНТ» Радик Мотыгуллин и член правления Pfisterer Holding AG Йорг Фриз. Само СП появилось в конце 2014 года, когда стороны подписали в Москве договор о создании совместного предприятия, которое разместилось на территории технопарка «ИНВЭНТ», где и сосредоточены основные производственные мощности компании.
Открытие нового производственного дивизиона в структуре холдинга «ИНВЭНТ», который является одним из основных игроков на строительном рынке страны, заметно усиливало его конкурентные позиции. Достаточно сказать, что «ИНВЭНТ-Технострой» выступает субподрядчиком на объектах реконструкции спортивной арены «Лужники» и на других крупных федеральных объектах.
«При заключении договора на поставку кабельной продукции с подрядчиком энергообъекта обязательно подписывается второй — на оказание услуг шеф-надзора за прокладкой кабеля, — рассказывал ранее в интервью Top Builder главный инженер завода Фаниль Динмухаметов (сейчас исполнительный директор «Таткабеля», — прим. ред.). — Без этого завод-изготовитель не выдает гарантию на его эксплуатацию по всей строительной длине, исключая отрезки в местах его соединения. Осуществляя шеф-надзор в течение нескольких лет, мы столкнулись с тем, что строительство энергообъектов ведет многочисленная армия из подрядчиков и поставщиков разных позиций: кто-то привозит кабель, кто-то кабельную арматуру, а сама подрядная компания по прокладке кабеля и монтажа муфт порой не владеет достаточными навыками работы с дорогостоящим кабелем из сшитого полиэтилена и даже может повредить его. Поэтому мы работаем «под ключ». В результате создания СП мы сможем сократить сроки поставок данной продукции на стройплощадки и, соответственно, ускорить ввод объектов в эксплуатацию».
«При заключении договора на поставку кабельной продукции с подрядчиком энергообъекта обязательно подписывается второй — на оказание услуг шеф-надзора за прокладкой кабеля», — пояснял Фаниль Динмухаметов. Фото tatcable.ru
«ИНВЭНТ» сорвал эмиссию на 3 млн евро
Однако на практике реализация проекта забуксовала. После полутора лет безрезультатных переговоров вокруг инвестирования в развитие компании, ООО «Пфистетер Рус» было вынуждено уйти с территории энергетического технополиса, а «ИНВЭНТ» вышел из состава учредителей этой компании. Хотя все основные условия были прописаны в договоре о создании СП и осуществлении прав участников, в особенности условия и обязательства по финансированию.
«В ходе проработки проекта у нас возникли разногласия с компанией Pfisterer Holding AG и ее дочерней компанией ООО«Пфистерер Рус», которые в настоящий момент решаются в суде, — сообщила «Реальному времени» начальник управления по связям с общественностью ГК «ИНВЭНТ» Мария Станкевич. — В соответствии с условиями контрактов стороны не имеют право разглашать подробности договорных взаимоотношений и подробности вытекающих из них споров».
В разрыве СП немецкая компания винит татарстанских партнеров, которые, как уверяют ее представители, сорвали оплату в рамках первой допэмиссии на 3 млн евро, а после предъявления к ним корпоративных штрафных санкций и вовсе решили покинуть проект. Противостояние оказалось настолько драматичным, что для вывоза производственного оборудования руководству «Пфистерер Рус» пришлось даже вызывать подъемный кран, который по воздуху перенес технику и оборудование за ограждение и погрузил на ожидавшие их грузовики, которые и вывезли все в Казань. Таким образом немцы покидали родовое гнездо «ИНВЭНТа». Хотя проект имел отличные предпосылки стать прибыльным за счет локализации, планировавшегося экспорта части продукции, синергии процессов продажи кабельной системы и роста курса валюты на западную арматуру, но провалился в самом начале пути. Почему?
Pfisterer Holding AG оставил контроль за собой
Изначально распределение долей по договоренности сторон сложилось в пользу Pfisterer Holding AG: ей принадлежало 60% уставного капитала, а ООО «ИНВЭНТ» — 40% долей. На первоначальном этапе уставный капитал составил 8 млн рублей, то есть немцы оплатили 4,2 млн рублей, а татарстанские партнеры — 3,2 млн рублей. В подписанном договоре стороны сразу договорились провести поэтапно две эмиссии по увеличению капитала: первую стоимостью более 3 млн евро и вторую более 2 млн евро, обе в рублевом эквиваленте. Таким образом, в будущее производство должно быть инвестировано более 5 млн евро в рублевом эквиваленте.
Изначально распределение долей по договоренности сторон сложилось в пользу Pfisterer Holding AG: ей принадлежало 60% уставного капитала. Фото pfisterer.com
Кроме того, по полученной информации, стороны договорились, что недвижимость (здание и участок), а также лицензия не будут вносится в уставный капитал, а будут переданы в аренду СП (то есть на условиях роялти, — прим. ред.). Основной лицензионный платеж должен быть внесен после проведения первого увеличения уставного капитала. Его размер в рамках партнерства с ООО«ИНВЭНТ» и в качестве жеста доброй воли и серьезности намерений был установлен на уровне 490 000 евро, что значительно ниже рыночной стоимости (за лицензию на класс напряжения до 220 кВ. Для сравнения, компании G&W, с которой «ИНВЭНТ» пытался создать аналогичное СП, заплатило ранее свыше миллиона евро). При этом технология производства и закупленное производственное оборудование уже морально устарело, когда его покупало ООО «ИНВЭНТ».
В поисках президентской защиты
В завершение конфликта немцы написали письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову и премьер-министру Алексею Песошину. В нем (текст есть в распоряжении редакции «Реального времени») глава компании «Пфистерер Рус» Эллада Исмайлова указала, что «первое увеличение уставного капитала фактически было сорвано по вине «ИНВЭНТа», которое не смогло внести ни оборудование, ни денежные средства в полном объеме, тогда как Pfisterer исполнил свои обязательства более чем на 85% от утвержденной стоимости вклада, а «ИНВЭНТ» лишь на около 8% от утвержденной стоимости своего вклада».
После того, как ООО «ИНВЭНТ» сообщило о неготовности участвовать в первой эмиссии, Pfisterer приостановило поставку оставшегося оборудования (остаток около 15%). «С момента срыва первого увеличения уставного капитала по вине «ИНВЭНТа» отношения между участниками Общества ухудшились», — отмечает в письме Исмайлова. По условиям договора за невыполнение обязанностей по увеличению уставного капитала для обоих участников предусмотрены санкции (штрафы). Но Pfisterer предлагал уплачивать штрафы в пользу общества и направлять таковые на развитие локального производства и бизнеса.
Партнеры пытались урегулировать конфликт в Москве в офисе «ИНВЭНТа». «В ходе встреч Эльбек Сафаев (в настоящее время председатель совета директоров ГК «ИНВЭНТ», — прим. ред.) неоднократно подтверждал верность условиям корпоративного договора и готовность искать пути решения, в том числе и готовность принять предложенный Pfisterer опцион, — отмечает Исмайлова. — Представители компании «Пфистерер» выступили с предложением также предоставить кредит «ИНВЭНТу» или об одностороннем финансировании общества (увеличение уставного капитала Общества за счет дополнительного вклада компании «Пфистерер» и заключение договора опциона для ООО«ИНВЭНТ» по выкупу доли до своих 40 (сорока) % в течение нескольких лет по льготным условиям)». Было предложено провести следующее собрание в Германии в январе 2016 года. Тогда г-н Сафаев подтвердил готовность«ИНВЭНТа» участвовать в данном собрании и принять опцион. «Однако протокол встречи так и не был подписан, а на собрание в январе представители ООО «ИНВЭНТ» не явились без объяснения причин. Зато ООО «Пфистерер Рус» получило первый судебный иск от ООО «ИНВЭНТ».
Соглашаясь на партнерство с «ИНВЭНТом», «Пфистерер Рус» рассчитывал на отлаженные каналы сбыта и продвижение кабельной системы, но и тут ошибся. Как пишет в письме к президенту РТ Эллада Исмайлова, «татарстанский партнер «ИНВЭНТ» и аффилированный с ним «Таткабель» не выполняли обязательства по организации рыночного продвижения продукции в проектах и покупке кабельной арматуры Pfisterer, предпочитая работать с конкурирующими фирмами». Непосредственно с «ИНВЭНТом» был реализован фактически лишь один проект — поставка продукции по проекту 330 КВ ПС «Пулковская-Южная» в Санкт-Петербурге», — отмечает она.
Эльбек Сафаев (на фото — слева) неоднократно подтверждал верность условиям корпоративного договора и готовность искать пути решения. Фото prav.tatarstan.ru
Мосты сожжены?
Несмотря на прямое письмо президенту, ООО«Пфистерер Рус» настроено на восстановление отношений. Сейчас «Пфистерер Рус» является 100% дочкой Pfisterer Holding AG, а производство перенесено в казанский технопарк «Химград».
«На совещании в Москве компания Pfisterer подчеркнула свою принципиальную готовность к сотрудничеству и неоднократно направляла соответствующие предложения, в частности в адрес ООО «Таткабель», по вопросу создания кабельной системы на класс напряжения 550 кВ и совместного участия в проектах», — ответила «Реальному времени» Эллада Исмайлова. По ее словам, компания намерена продолжать работать в Татарстане. «В последние месяцы в наш адрес поступило несколько предложений о совместной реализации и расширению проекта локализации и стратегическому сотрудничеству», — сообщила она. Аналогичный вопрос о возможности возобновления партнерства корреспондент «Реального времени» задал руководству «ИНВЭНТа», но ответа пока не последовало.
Пока между бывшими бизнес-партнерами идет тяжелый бракоразводный процесс, сопровождающийся взаимными компенсационными требованиями. Достаточно сказать, что только в арбитражном суде находится 9 судебных исков, поданных друг против друга на несколько миллионов рублей.
Лицензию все-таки следует передавать...
Наталья Сахарова, генеральный директор НП «Ассоциация «Электрокабель», комментируя ситуацию разрыва отношений двух компаний, отмечает, что для Pfisterer очевидной целью СП являлась попытка закрепиться на российском рынке кабельной арматуры, а также обеспечить партнерское производство высоковольтного кабеля.
«Создание СП однозначно должно сопровождаться передачей лицензии как на право использования торговой марки, так и на право использования зарегистрированных ноу-хау. В противном случае невозможен быстрый выход на рынок с локализованной продукцией — требуется пройти более длительный срок постановки новой продукции на производство, а также — цикл длительных (более года) сертификационных испытаний», — считает Сахарова.
Наталья Сахарова отмечает, что для Pfisterer очевидной целью СП являлась попытка закрепиться на российском рынке кабельной арматуры. Фото ok-inform.ru
Что же касается доли продукции Pfisterer, поставляемой из Швейцарии и Германии, на рынке высоковольтной кабельной арматуры России она может оцениваться в размере 10-12%%. Снижение курса рубля и введение санкций незначительно повлияли на импорт высоковольтной кабельной арматуры, а снижение импорта в большей степени связано было с уменьшением количества инвестиционных проектов в стране.
«Локализация производства кабельной арматуры в России — достаточно успешный опыт в создании собственного производства имеется у компании «Аркасил» (Москва). Данная фирма на протяжении последних 5 лет успешно производит и продает как кабель, так и кабельную арматуру на 110—220 кВ. Имеются и другие российские компании, которые в настоящее время заняты разработками собственных производств высоковольтной арматуры», — приводит пример гендиректор ассоциации «Электрокабель».
Источник: realnoevremya.ru