Члены совета потребителей при Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики и представители Экспертного совета при Правительстве РФ 15 января обсудили результаты публичного независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) первой стадии реализации семи проектов ПАО «МОЭСК». Речь идёт о реконструкции и строительстве подстанций, а также кабельных и воздушных линий в столичном регионе. По результатам аудита выявлена потенциальная возможность снижения полной стоимости электросетевых объектов более чем на 1,2 млрд рублей (5,95%). Реализацию всех проектов аудиторы признали целесообразной, однако, по мнению некоторых участников обсуждения, детальный анализ целесообразности в отношении отдельных проектов фактически проведён не был.
Так, эксперты отметили, что в материалах ТЦА по некоторым проектам отсутствуют результаты анализа обоснованности целесообразности реализации проектов, не ясно, каким образом определяются задачи проектов, такие как повышение надёжности электроснабжения, повышение безопасности подстанций, повышение качества и доступности электроснабжения потребителей. Соответственно, невозможно оценить эффективность затрат на проект в увязке с его выгодами. Аудиторы, в свою очередь, заявляют, что такой объём работ стоил бы заказчику значительно больших денег.
В отдельных случаях единственным подтверждением целесообразности проекта, принимаемым аудитором, является включение проекта в Схему и программу развития единой энергетической системы РФ (СиПР).
Специалисты ранее неоднократно отмечали, что процесс разработки и утверждения СиПР является недостаточно прозрачным, а сам документ зачастую бывает не вполне проработан. Мы очень рассчитывали получить по итогам ТЦА выводы и предложения независимых экспертов, которые позволили бы показать Министерству энергетики, системному оператору, Федеральной сетевой компании как держателю программы развития национальной электрической сети возможность совершенствований в этой сфере. Но соответствующего анализа мы не увидели: СиПР является для аудиторов универсальным обоснованием инвестиционных затрат компании», — констатировал председатель совета потребителей при Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики Василий Киселёв.
Участники обсуждения обратили внимание на то, что в ряде случаев ТЦА на стадии технико-экономического обоснования проекта проводился задним числом, когда объект находился уже на стадии проектирования или даже строительства. Подобную практику, по их мнению, необходимо исключать, поскольку в этом случае результаты ТЦА уже не несут никакой пользы. Соответственно, компании было предложено в будущем предварительно согласовывать перечни проектов, подлежащих ТЦА, с советом потребителей.
Что касается аудита экономических и технологических параметров проектов МОЭСК, то по трём из них аудиторы дали технические рекомендации, по четырём — рекомендации по оптимизации ценовых параметров. Как отметил заместитель генерального директора по капитальному строительству МОЭСК Олег Иванов, все предложенные замечания будут учтены при разработке технических заданий на проектирование.
Коллеги дали нам несколько направлений, которые проектный институт должен проработать. В своей работе проектный институт их обязательно учтёт. На техническом комитете мы эти предложения рассмотрим и уже будем максимально эффективно с точки зрения техники и экономики принимать в работу», — сказал представитель компании.
Одним из наиболее серьёзных рисков реализации большинства проектов аудиторы признали риск недофинансирования. По словам руководителя проекта Сергея Вельмы, размер вероятного недофинансирования составляет от 400 до 800 млн рублей по отдельным проектам. В основном этот риск связан с обоснованием цены проекта на базе устаревших расценок (2007, 2008 годы и т.п.), а также с тем, что окончание отдельных проектов запланировано на 2019–2020 гг. и расчет даже в текущих ценах не может давать объективной оценки будущих расходов. Снижению затрат на реализацию проектов может способствовать применение предложенных аудиторами альтернативных технических решений.
По итогам обсуждения Экспертный совет при Правительстве рекомендует обновить стандарт проведения ТЦА и типовые технические задания для всех дочерних компаний ПАО «Россети» с учётом лучших практик, наработанных в этой области компаниями с госучастием. Эту работу необходимо провести с привлечением совета потребителей при Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики и Экспертного совета, с тем чтобы обновлённый стандарт использовался для аудита проектов за 2015 и 2016 годы.
В целом эксперты отметили, что с учётом неоднородности степени проработанности исходных материалов для аудита, исполнителем проделана существенная работа, позволяющая компании оптимизировать ряд решений как с точки зрения технологий, так и с точки зрения ценовых параметров.
Так, эксперты отметили, что в материалах ТЦА по некоторым проектам отсутствуют результаты анализа обоснованности целесообразности реализации проектов, не ясно, каким образом определяются задачи проектов, такие как повышение надёжности электроснабжения, повышение безопасности подстанций, повышение качества и доступности электроснабжения потребителей. Соответственно, невозможно оценить эффективность затрат на проект в увязке с его выгодами. Аудиторы, в свою очередь, заявляют, что такой объём работ стоил бы заказчику значительно больших денег.
В отдельных случаях единственным подтверждением целесообразности проекта, принимаемым аудитором, является включение проекта в Схему и программу развития единой энергетической системы РФ (СиПР).
Специалисты ранее неоднократно отмечали, что процесс разработки и утверждения СиПР является недостаточно прозрачным, а сам документ зачастую бывает не вполне проработан. Мы очень рассчитывали получить по итогам ТЦА выводы и предложения независимых экспертов, которые позволили бы показать Министерству энергетики, системному оператору, Федеральной сетевой компании как держателю программы развития национальной электрической сети возможность совершенствований в этой сфере. Но соответствующего анализа мы не увидели: СиПР является для аудиторов универсальным обоснованием инвестиционных затрат компании», — констатировал председатель совета потребителей при Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики Василий Киселёв.
Участники обсуждения обратили внимание на то, что в ряде случаев ТЦА на стадии технико-экономического обоснования проекта проводился задним числом, когда объект находился уже на стадии проектирования или даже строительства. Подобную практику, по их мнению, необходимо исключать, поскольку в этом случае результаты ТЦА уже не несут никакой пользы. Соответственно, компании было предложено в будущем предварительно согласовывать перечни проектов, подлежащих ТЦА, с советом потребителей.
Что касается аудита экономических и технологических параметров проектов МОЭСК, то по трём из них аудиторы дали технические рекомендации, по четырём — рекомендации по оптимизации ценовых параметров. Как отметил заместитель генерального директора по капитальному строительству МОЭСК Олег Иванов, все предложенные замечания будут учтены при разработке технических заданий на проектирование.
Коллеги дали нам несколько направлений, которые проектный институт должен проработать. В своей работе проектный институт их обязательно учтёт. На техническом комитете мы эти предложения рассмотрим и уже будем максимально эффективно с точки зрения техники и экономики принимать в работу», — сказал представитель компании.
Одним из наиболее серьёзных рисков реализации большинства проектов аудиторы признали риск недофинансирования. По словам руководителя проекта Сергея Вельмы, размер вероятного недофинансирования составляет от 400 до 800 млн рублей по отдельным проектам. В основном этот риск связан с обоснованием цены проекта на базе устаревших расценок (2007, 2008 годы и т.п.), а также с тем, что окончание отдельных проектов запланировано на 2019–2020 гг. и расчет даже в текущих ценах не может давать объективной оценки будущих расходов. Снижению затрат на реализацию проектов может способствовать применение предложенных аудиторами альтернативных технических решений.
По итогам обсуждения Экспертный совет при Правительстве рекомендует обновить стандарт проведения ТЦА и типовые технические задания для всех дочерних компаний ПАО «Россети» с учётом лучших практик, наработанных в этой области компаниями с госучастием. Эту работу необходимо провести с привлечением совета потребителей при Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики и Экспертного совета, с тем чтобы обновлённый стандарт использовался для аудита проектов за 2015 и 2016 годы.
В целом эксперты отметили, что с учётом неоднородности степени проработанности исходных материалов для аудита, исполнителем проделана существенная работа, позволяющая компании оптимизировать ряд решений как с точки зрения технологий, так и с точки зрения ценовых параметров.
Источник: open.gov.ru