Формирование чёткой базы данных по подконтрольным субъектам, стыковка систем оценки рисков разных контрольно-надзорных органов и актуализация обязательных требований — такие ключевые аспекты внедрения риск-ориентированной модели проведения проверок обозначили участники экспертного семинара, организованного 17 марта Аналитическим центром при Правительстве РФ и Экспертным советом при Правительстве РФ по поручению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Представленные на семинаре лучшие практики применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности будут в ближайшее время обобщены экспертным и научным сообществом.
На начало 2016 года системы управления рисками использовались в той или иной мере при осуществлении 12 видов федерального государственного контроля и надзора. Апробация риск-ориентированного подхода идёт в пяти пилотных ведомствах: МЧС, Ростехнадзоре, Роструде, Роспотребнадзоре и ФНС.
ФНС, по мнению большинства экспертов, демонстрирует наибольшие успехи в части перехода на риск-ориентированную модель контроля и надзора. По словам заместителя руководителя ведомства Даниила Егорова, разработать модель управления рисками и выделить приоритетные объекты для проверок ФНС пришлось, когда стало ясно, что служба физически не может справиться с проведением выездных проверок в отношении всех налогоплательщиков. Результатом перехода на новую модель стало значительное сокращение числа ежегодно проводимых выездных проверок — со 100 тысяч в 2007 году до 30 тысяч в 2015-м.
Во главе угла стоит система стратегического менеджмента. Только после того, как мы чётко определим все цели, мы сможем нарисовать карту рисков. Второе — это система показателей, система KPI. Если эта система не выстроена, то не будет никакой синергии», — отметил Даниил Егоров.
Важные аспекты перехода на риск-ориентированный контроль, по его словам, — это внедрение современных информационных систем, централизация управления рисками, максимальное раскрытие данных и работа с налогоплательщиками, их консультативная поддержка и стимулирование добровольной уплаты налогов.
Создав мощную ИТ-платформу для исполнения налоговой функции, они получили возможность реально, а не формально внедрять риск-ориентированный подход. Некоторые контрольно-надзорные органы, отдавая дань моде, говорят, что уже имеют систему управления рисками. Но, внимательно рассмотрев их, мы понимаем, что это только фрагмент целостного механизма», — отметил заместитель начальника контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский.
Другие ведомства начали внедрять риск-ориентированную модель проверок позже, однако тоже успели накопить определённый опыт. Так, Роспотребнадзор определил 9 территориальных органов для апробации нового подхода, определил порядок формирования единого федерального реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих надзору с их стороны. Реестр содержит сведения, позволяющие относить объект к определённому классу причинения вреда по таким критериям, как вероятность нарушения законодательства, тяжесть последствий таких нарушений и численность населения, подверженного воздействию. К объектам низкого риска, которые выводятся из-под планового надзора, Роспотребнадзор отнёс около 54% объектов транспортной инфраструктуры, 33% промышленных предприятий. План проверок на 2016 год сформирован с учётом риск-ориентированного подхода, в итоге число плановых проверок на 2016 год сократилось на 30% по сравнению с прошлым годом, сообщил замглавы Роспотребнадзора Михаил Орлов.
При внедрении риск-ориентированной модели важно обеспечить стыковку профилей риска между разными ведомствами, отвечающими за смежные сферы, подчеркнул Валентин Летуновский. В качестве примера он привёл Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росприроднадзор. Координирующая функция должна быть возложена на конкретный госорган — главного методолога, считает он.
Роструд выделил 6 категорий риска поднадзорных объектов, исходя из которых определяется частота проверок. Уровень риска зависит от класса условий труда, отрасли, масштабов деятельности, пояснил замруководителя ведомства Михаил Иванков. По его словам, Роструд приступил к созданию полноценной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, её планируется внедрить в пилотном режиме до конца года. А запуск сервиса «Электронный инспектор» — системы внутреннего контроля на предприятиях — позволил хозяйствующим субъектам снизить издержки от проверок на 2,2 млрд рублей.
МЧС благодаря внедрению в пилотном режиме риск-ориентированного подхода удалось сократить число плановых проверок со 173 тысяч до 130 тысяч в год. Основная задача на данном этапе — совершенствование нормативной базы и устранение морально и технически устаревших норм, отметил замдиректора департамента надзорной деятельности и профилактической работы ведомства Сергей Воронов. Главная цель совершенствования контрольно-надзорной деятельности — снижение количества пожаров и количества погибших в них, подчеркнул он.
Своим опытом внедрения риск-ориентированного подхода поделились также представители Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального медико-биологического агентства, Ространснадзора.
Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в пилотном режиме внедряется в Ульяновской области. Основные мероприятия, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в регионе и переход на риск-ориентированную модель, закреплены в «дорожной карте» «Контроль рисков для комфортной и безопасной жизни и эффективного бизнеса» на 2015–2017 годы. Этот документ разработан федеральными и региональными экспертами совместно с Правительством РФ и министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым и утверждён в августе 2015 года.
Эта "дорожная карта" на сегодняшний день реализуется, сформирован проектный офис, который отвечает за её реализацию. Он состоит из представителей органов исполнительной власти, общественных организаций, которые представляют интересы предпринимательского сообщества, и уполномоченных по защите прав предпринимателей», — рассказал и.о. министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов.
В регионе, по его словам, сформирован реестр обязательных требований и классификатор нарушений, реализован принцип «сначала предупреждение, потом штраф» для нарушений, выявленных впервые. Кроме того, на основе собственного опыта реализации риск-ориентированной модели проверок в Ульяновской области подготовлены предложения по региональному стандарту контрольной деятельности.
Изучение передового опыта, по мнению участников экспертного семинара, позволит внести коррективы в проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле, который разрабатывается Минэкономразвития с вовлечением экспертного сообщества по поручению Президента РФ.
Главное — понять, где пределы универсальности этого опыта, отметил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев. При этом он призвал не допускать профанации риск-ориентированного подхода и не сводить внедрение новой модели проверок только к сокращению административного давления на бизнес.
Говоря о периодичности планового надзора в отношении объектов высокого риска, нужно понимать, что контрольным ведомствам надо не просто давать право проверять, но и устанавливать обязанность это делать, чтобы риск-ориентированный подход не превращался в развязывание рук, чтобы органы надзора чувствовали ответственность за объекты, отнесённые к определённым категориям риска, которые не были проверены», — подчеркнул чиновник.
На начало 2016 года системы управления рисками использовались в той или иной мере при осуществлении 12 видов федерального государственного контроля и надзора. Апробация риск-ориентированного подхода идёт в пяти пилотных ведомствах: МЧС, Ростехнадзоре, Роструде, Роспотребнадзоре и ФНС.
ФНС, по мнению большинства экспертов, демонстрирует наибольшие успехи в части перехода на риск-ориентированную модель контроля и надзора. По словам заместителя руководителя ведомства Даниила Егорова, разработать модель управления рисками и выделить приоритетные объекты для проверок ФНС пришлось, когда стало ясно, что служба физически не может справиться с проведением выездных проверок в отношении всех налогоплательщиков. Результатом перехода на новую модель стало значительное сокращение числа ежегодно проводимых выездных проверок — со 100 тысяч в 2007 году до 30 тысяч в 2015-м.
Во главе угла стоит система стратегического менеджмента. Только после того, как мы чётко определим все цели, мы сможем нарисовать карту рисков. Второе — это система показателей, система KPI. Если эта система не выстроена, то не будет никакой синергии», — отметил Даниил Егоров.
Важные аспекты перехода на риск-ориентированный контроль, по его словам, — это внедрение современных информационных систем, централизация управления рисками, максимальное раскрытие данных и работа с налогоплательщиками, их консультативная поддержка и стимулирование добровольной уплаты налогов.
Создав мощную ИТ-платформу для исполнения налоговой функции, они получили возможность реально, а не формально внедрять риск-ориентированный подход. Некоторые контрольно-надзорные органы, отдавая дань моде, говорят, что уже имеют систему управления рисками. Но, внимательно рассмотрев их, мы понимаем, что это только фрагмент целостного механизма», — отметил заместитель начальника контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский.
Другие ведомства начали внедрять риск-ориентированную модель проверок позже, однако тоже успели накопить определённый опыт. Так, Роспотребнадзор определил 9 территориальных органов для апробации нового подхода, определил порядок формирования единого федерального реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих надзору с их стороны. Реестр содержит сведения, позволяющие относить объект к определённому классу причинения вреда по таким критериям, как вероятность нарушения законодательства, тяжесть последствий таких нарушений и численность населения, подверженного воздействию. К объектам низкого риска, которые выводятся из-под планового надзора, Роспотребнадзор отнёс около 54% объектов транспортной инфраструктуры, 33% промышленных предприятий. План проверок на 2016 год сформирован с учётом риск-ориентированного подхода, в итоге число плановых проверок на 2016 год сократилось на 30% по сравнению с прошлым годом, сообщил замглавы Роспотребнадзора Михаил Орлов.
При внедрении риск-ориентированной модели важно обеспечить стыковку профилей риска между разными ведомствами, отвечающими за смежные сферы, подчеркнул Валентин Летуновский. В качестве примера он привёл Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росприроднадзор. Координирующая функция должна быть возложена на конкретный госорган — главного методолога, считает он.
Роструд выделил 6 категорий риска поднадзорных объектов, исходя из которых определяется частота проверок. Уровень риска зависит от класса условий труда, отрасли, масштабов деятельности, пояснил замруководителя ведомства Михаил Иванков. По его словам, Роструд приступил к созданию полноценной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, её планируется внедрить в пилотном режиме до конца года. А запуск сервиса «Электронный инспектор» — системы внутреннего контроля на предприятиях — позволил хозяйствующим субъектам снизить издержки от проверок на 2,2 млрд рублей.
МЧС благодаря внедрению в пилотном режиме риск-ориентированного подхода удалось сократить число плановых проверок со 173 тысяч до 130 тысяч в год. Основная задача на данном этапе — совершенствование нормативной базы и устранение морально и технически устаревших норм, отметил замдиректора департамента надзорной деятельности и профилактической работы ведомства Сергей Воронов. Главная цель совершенствования контрольно-надзорной деятельности — снижение количества пожаров и количества погибших в них, подчеркнул он.
Своим опытом внедрения риск-ориентированного подхода поделились также представители Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального медико-биологического агентства, Ространснадзора.
Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в пилотном режиме внедряется в Ульяновской области. Основные мероприятия, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в регионе и переход на риск-ориентированную модель, закреплены в «дорожной карте» «Контроль рисков для комфортной и безопасной жизни и эффективного бизнеса» на 2015–2017 годы. Этот документ разработан федеральными и региональными экспертами совместно с Правительством РФ и министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым и утверждён в августе 2015 года.
Эта "дорожная карта" на сегодняшний день реализуется, сформирован проектный офис, который отвечает за её реализацию. Он состоит из представителей органов исполнительной власти, общественных организаций, которые представляют интересы предпринимательского сообщества, и уполномоченных по защите прав предпринимателей», — рассказал и.о. министра экономического развития Ульяновской области Вадим Павлов.
В регионе, по его словам, сформирован реестр обязательных требований и классификатор нарушений, реализован принцип «сначала предупреждение, потом штраф» для нарушений, выявленных впервые. Кроме того, на основе собственного опыта реализации риск-ориентированной модели проверок в Ульяновской области подготовлены предложения по региональному стандарту контрольной деятельности.
Изучение передового опыта, по мнению участников экспертного семинара, позволит внести коррективы в проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле, который разрабатывается Минэкономразвития с вовлечением экспертного сообщества по поручению Президента РФ.
Главное — понять, где пределы универсальности этого опыта, отметил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев. При этом он призвал не допускать профанации риск-ориентированного подхода и не сводить внедрение новой модели проверок только к сокращению административного давления на бизнес.
Говоря о периодичности планового надзора в отношении объектов высокого риска, нужно понимать, что контрольным ведомствам надо не просто давать право проверять, но и устанавливать обязанность это делать, чтобы риск-ориентированный подход не превращался в развязывание рук, чтобы органы надзора чувствовали ответственность за объекты, отнесённые к определённым категориям риска, которые не были проверены», — подчеркнул чиновник.
Источник: open.gov.ru