Из-за сильных результатов первого полугодия Центробанк улучшил оценки роста ВВП в III квартале (с 1,5–1,8 до 1,7–2,2%) и, возможно, улучшит оценку и за весь 2017 год, говорится в его комментарии по экономике. Но есть риски замедления роста, указал регулятор.
Поддержали экономику во II квартале, когда она выросла сразу на 2,5% (максимум с IV квартала 2013 г.), восстановление потребительской и инвестиционной активности, а также рост запасов, перечисляет Центробанк. Но рывок разовый. Стремительный рост (на 4,8% в первом полугодии) инвестиции показали благодаря строительству моста через Керченский пролив и газопровода «Сила Сибири». Запасы же росли на фоне укрепления рубля, когда компании активно закупали продукцию, ожидая роста спроса.
В III–IV кварталах экономика продолжит восстанавливаться, но медленнее, чем в первом полугодии, предупреждает Центробанк. Уже в июле активный рост производства инвестиционных товаров сменился спадом – его поддерживали временные факторы, в том числе госзаказ. Например, росту производства автобусов помогла закупка государством около 1500 школьных автобусов и 1000 автомобилей «скорой помощи» и именно производство транспортных средств внесло основной вклад в рост машиностроения. Помогло и введение новых онлайн-касс – оно стимулировало выпуск офисной техники, пишет ЦБ. В остальных секторах, которые не были поддержаны госзаказом и временными факторами, инвестиции выросли всего на 0,4%, а в обрабатывающей отрасли и сельском хозяйстве даже снизились – на 6,7 и 7% соответственно.
Расти экономика по отношению к предыдущему месяцу (со снятой сезонностью) перестала уже в июне, а в июле был спад, оценивает главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. В июле почти все секторы, за исключением строительства, внесли отрицательный вклад в рост экономики. По оценкам ЦБ, выпуск сократился в большинстве экспортно-ориентированных производств, в том числе в химическом и металлургическом.
Компании пересмотрели свои оценки роста спроса и перестали увеличивать запасы. В июне – июле предприятия стали избавляться от запасов, показывают опросы лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара, а индекс промышленного оптимизма в августе продолжил падать после шестилетнего максимума в июне. Да и холодная погода уже не стимулировала выработку энергии, как во II квартале, указывает Клепач.
Падение прибыли компаний (по оценкам Росстата, после вычета убытков она сократилась за январь – июнь на 10,9%) приведет к торможению роста инвестиций, предупреждает главный экономист ING по СНГ и России Дмитрий Полевой. Замедлить рост ВВП может также снижение чистого экспорта, указывает главный экономист Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский: импорт продолжает расти быстрее, несмотря на волатильность рубля и слабый внутренний спрос. Временные факторы перестали поддерживать экономику, теперь она продолжит расти привычными темпами, заключает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
Минэкономразвития пока ждет роста ВВП на 2% за 2017 г., но министр Максим Орешкин уже говорил, что результат может оказаться даже лучше. После публикации данных за II квартал и первое полугодие многие эксперты повысили свои прогнозы ВВП, Bank of America Merrill Lynch – с 1,1 до 1,8%, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова – с 0,8 до 1,4%, но большинство прогнозов не превышают 2%. Чтобы по итогам года показать результат в 2%, экономика должна продолжить расти примерно теми же темпами, что и во II квартале, отмечает Тихомиров. Но из-за очень специфических факторов, которые стоят за ростом во II квартале, перспективы второго полугодия нужно оценивать крайне осторожно, объясняет Орлова, которая в III квартале ждет роста экономики всего на 1,2%. Поддержать экономику может сельское хозяйство, а также возобновление роста потребительского спроса на фоне роста зарплат и банковских кредитов, считает Клепач.
Общая динамика экономики остается слабой и неравномерной, говорит Тихомиров. Особенно в условиях большой роли бюджетных расходов, согласна Орлова. Без структурных реформ экономический рост не будет устойчивым, заключает она.
Источник: рспп.рф