Правительство рассматривает Фонд национального благосостояния (ФНБ) как источник финансирования антикризисных мер. Это следует из последней версии антикризисного плана, с которой удалось ознакомиться РБК, — она подготовлена в правительстве к обсуждению у президента Владимира Путина 10 февраля. В предыдущих версиях ФНБ не фигурировал.
Проектом антикризисного плана предлагается в марте 2016 года выделить 39,8 млрд руб. из ФНБ на закупку порядка 292 локомотивов. Деньги могут быть выделены «в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО «РЖД» на приобретение тягового подвижного состава». В плане отмечается, что благодаря этой мере сохранятся 60 тыс. рабочих мест на локомотивостроительных заводах и у производителей комплектующих для тягового подвижного состава.
Деньги ФНБ на закупку локомотивов и так были обещаны «Российским железным дорогам» в 2014 году. Паспортом инвестпроекта, утвержденного еще до кризиса, предусмотрен объем капитальных вложений — 203,6 млрд руб. на 2015–2017 годы. Согласно данным Счетной палаты, в 2015 году предполагалось выделить из ФНБ 60,2 млрд руб., или 29,6% стоимости проекта. За средства ФНБ РЖД обещали расплатиться своими облигациями со сроком обращения 25 лет и с минимальной доходностью на уровне «инфляция + 1%». В 2016–2017 годах инвестпроект предполагал использование собственного капитала ОАО «РЖД» — 143,4 млрд руб., или 70,4% стоимости проекта (то есть выделения средств из ФНБ после 2015 года, по данным Счетной палаты, не предполагалось). Всего в 2015–2017 годах РЖД собирались приобрести 1508 локомотивов.
РЖД в 2015 году полностью получили 60,2 млрд руб., предназначавшихся из ФНБ, подтверждает представитель монополии. Но, по его словам, в ноябре 2015 года правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2016 год, в которой предусмотрено 39,8 млрд руб. из ФНБ на покупку локомотивов — такая же сумма сейчас появилась в антикризисном плане, но не указано, идет ли речь о тех же самых деньгах или о новых. «Нам правительство инвестпрограмму одобрило, поэтому ждем денег», — сказал РБК представитель РЖД. Собственные средства РЖД на этот проект в 2016 году составят 29,2 млрд руб., говорит он.
Счетная палата в августе 2015 года указывала, что темпы, с которыми снижаются объемы приобретения импортозависимой продукции, не позволят обеспечить полную независимость РЖД от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде реализации проекта по приобретению тягового подвижного состава. Кроме того, по мнению палаты, «реализация инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя». Дело в том, что по различным сериям тепловозов и электровозов, которые приобретает РЖД, от 60 до 80% предполагает покупку импортозависимой по комплектующим продукции, говорилось в отчете Счетной палаты.
Представители Минфина и Минэкономразвития в понедельник не пояснили, идет ли речь о новой статье расходов из ФНБ или это просто попытка дополнительной защиты докризисных обещаний правительства. Тем не менее в списках антикризисного плана РЖД оказались единственной компанией из получателей средств ФНБ на инфраструктурные проекты.
Планы дорожают
По мере поступления в правительство антикризисных заявок от ведомств стоимость антикризисного плана постепенно увеличивается. По состоянию на понедельник, 8 февраля, общая стоимость плана оценивается в 827,42 млрд руб. (собственная оценка правительства). Первые варианты, с которыми знакомился РБК, оценивались в 737 млрд руб.
В последней версии предложено четыре источника финансирования. За счет действующего бюджета предлагается профинансировать 446,87 млрд руб. В основном это бюджетные кредиты регионам (310 млрд руб.) и поддержка автопрома на 86 млрд руб. Антикризисный фонд может составить 297,4 млрд руб. Но сам фонд правительством пока еще не создан. Еще 136,65 млрд руб. предлагается изыскать «в ходе исполнения бюджета». То есть это те деньги, которые могут появиться у правительства в результате секвестра текущих бюджетных расходов (его правительство пока не провело). Последний источник финансирования, указанный в материалах правительства, — это средства ФНБ на сумму 39,8 млрд руб.
В документах по антикризисному плану не указывается, исходя из каких макроэкономических условий возможно планируемое финансирование. Сообщение газеты «Коммерсантъ» о том, что антикризисный план на этот год рассчитан исходя из средней цены Urals в $40 за баррель, дефицита федерального бюджета в 5,1% ВВП, приватизации на 0,9 трлн руб., собеседники РБК в правительстве опровергли. По их словам, план рассчитывался без привязки к макроэкономическим условиям.
2 февраля Минфин опротестовал значительную часть предложенных антикризисных расходов, но они все равно попали в последнюю версию плана. Наиболее дорогая заявка, не поддержанная Минфином, предполагает дополнительное финансирование сельского хозяйства на 23 млрд руб. Тогда ведомство не поддержало и дополнительное субсидирование скидки на сельхозтехнику, приобретаемую у отечественных производителей (10 млрд руб.), а также очередную докапитализацию ОАО «Росагролизинг» (2 млрд руб.). В последней версии плана поддержка сельского хозяйства не уменьшается. Теперь в план включена заявка на докапитализацию Россельхозбанка на 10 млрд руб.
При этом первая часть плана все больше напоминает попытку отраслевых лоббистов создать статьи, защищенные от сокращения в действующем бюджете. Пунктов, предусматривающих прямую финансовую поддержку отдельных предприятий, становится все больше. Например, появилась заявка на поддержку из антикризисного фонда на 1 млрд руб. ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в группу Уралвагонзавода). Цель — «недопущение прекращения производственной деятельности и возникновения негативного социального эффекта для Челябинской области». Гарантий, что все эти пункты отразятся в пересмотренном бюджете на 2016 год, в правительстве не дают. Наоборот, как стало известно РБК, во вторник первый вице-премьер Игорь Шувалов намеревался провести совещание по изменению структуры бюджета. До этого об изменении самой структуры бюджета в Белом доме не говорили.
Антикризисный план правительства
Указаны только те статьи, которые имеют количественные показатели
1. Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения (объем и источник финансирования — 5?млрд руб. из Антикризисного фонда).
2. Предоставление регионам субвенций на социальные выплаты зарегистрированным безработным гражданам (5,7?млрд руб. из федерального бюджета).
3. Обеспечение лекарствами ВИЧ-инфицированных (21,5?млрд руб. из федерального бюджета).
4. Обеспечение лекарствами граждан, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими редкими заболеваниями (8,5?млрд руб. из федерального бюджета).
5. Обеспечение лекарствами граждан, в том числе льготников, и компенсация расходов, связанных с ослаблением рубля, при закупке импортных лекарств (до 16?млрд руб., источник финансирования определится позже).
6. Обновление санитарного автотранспорта (до 5?млрд руб., источник финансирования определится позже).
7. Обеспечение лекарствами граждан, перенесших высокотехнологичные операции, в течение первого года (до 4,7?млрд руб. из Антикризисного фонда).
8. Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (6?млрд руб. из Антикризисного фонда).
9. Помощь территориальным сетевым компаниям в связи с поэтапной отменой действия механизма «последней мили» (до 6,3?млрд руб., источник финансирования определится позже).
10. Докапитализация Россельхозбанка в рамках мер по импортозамещению в сельском хозяйстве (до 10?млрд руб., источник финансирования определится позже).
11. Поддержка автопрома (88,59?млрд руб. из федерального бюджета, 49,1?млрд руб. из Антикризисного фонда).
12. Поддержка легкой промышленности (1,4?млрд руб. из Антикризисного фонда).
13. Поддержка транспортного машиностроения (до 10?млрд руб. из Антикризисного фонда).
14. Поддержка сельскохозяйственного машиностроения, в том числе обновление парка сельскохозяйственных вузов (10,5?млрд руб. из Антикризисного фонда).
15. Поддержка внутреннего и въездного туризма в России (0,75?млрд руб. из федерального бюджета, до 6?млрд руб., источник финансирования определится позже).
16. Частичное погашение кредитов компаний, взятых на пополнение оборотных средств, и (или) финансирование текущей производственной деятельности (до 2,2?млрд руб., источник финансирования определится позже).
17. Поддержка региональных авиакомпаний (до 0,65?млрд руб., источник финансирования определится позже).
18. Закупка тягового подвижного состава в рамках выполнения инвестпроекта РЖД в 2016?году (39,8?млрд руб. из ФНБ).
19. Ликвидация ограничений судоходства на внутренних водных путях в России (2,7?млрд руб. в 2016?году из Антикризисного фонда).
20. Докапитализация Фонда развития промышленности (20?млрд руб. из Антикризисного фонда).
21. Субсидирование ипотеки на первичном рынке жилья (до 16,5?млрд руб. в 2016?году., источник финансирования определится позже).
22. Создание в регионах новых мест в школах в рамках соответствующей программы на 2016–2025?годы (до 50?млрд руб., источник финансирования определится позже).
23. Создание агентства по технологическому развитию (0,2?млрд руб. — за счет средств, предусмотренных Минпромторгу).
24. Поддержка ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в 2016?году (1?млрд руб. из Антикризисного фонда).
25. Установление ставки НДС в 0% по перевозкам пассажиров и багажа ж/д транспортом в пределах России (11?млрд руб. — выпадающие доходы бюджета).
26. Предоставление бюджетных кредитов регионам (310?млрд руб. из федерального бюджета).
27. Мероприятия по поддержке моногородов (7,2?млрд руб. из федерального бюджета, 5,6?млрд руб. из Антикризисного фонда).
28. Улучшение объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в малых городах (3,4?млрд руб. — средства Фонда содействия реформированию ЖКХ).
29. Увеличение объема господдержки совершенствования коммунальной инфраструктуры (3?млрд руб. из Антикризисного фонда).
30. Помощь предприятиям транспортного машиностроения в производстве инновационного грузового железнодорожного подвижного состава (3?млрд руб. из Антикризисного фонда).
31. Поддержка IT-отрасли (10?млрд руб. за счет платы пользователей радиочастотного спектра по результатам проведенных в 2016?году аукционов на получение лицензии на оказание услуг связи).
32. Дотации покупателям грузового железнодорожного подвижного состава (7?млрд руб. из Антикризисного фонда).
33. Поддержка ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (7,4?млрд руб. из Антикризисного фонда).
34. Увеличение в 2016?году объема госгарантий по кредитам для юрлиц (до 20?млрд руб.).
Проектом антикризисного плана предлагается в марте 2016 года выделить 39,8 млрд руб. из ФНБ на закупку порядка 292 локомотивов. Деньги могут быть выделены «в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО «РЖД» на приобретение тягового подвижного состава». В плане отмечается, что благодаря этой мере сохранятся 60 тыс. рабочих мест на локомотивостроительных заводах и у производителей комплектующих для тягового подвижного состава.
Деньги ФНБ на закупку локомотивов и так были обещаны «Российским железным дорогам» в 2014 году. Паспортом инвестпроекта, утвержденного еще до кризиса, предусмотрен объем капитальных вложений — 203,6 млрд руб. на 2015–2017 годы. Согласно данным Счетной палаты, в 2015 году предполагалось выделить из ФНБ 60,2 млрд руб., или 29,6% стоимости проекта. За средства ФНБ РЖД обещали расплатиться своими облигациями со сроком обращения 25 лет и с минимальной доходностью на уровне «инфляция + 1%». В 2016–2017 годах инвестпроект предполагал использование собственного капитала ОАО «РЖД» — 143,4 млрд руб., или 70,4% стоимости проекта (то есть выделения средств из ФНБ после 2015 года, по данным Счетной палаты, не предполагалось). Всего в 2015–2017 годах РЖД собирались приобрести 1508 локомотивов.
РЖД в 2015 году полностью получили 60,2 млрд руб., предназначавшихся из ФНБ, подтверждает представитель монополии. Но, по его словам, в ноябре 2015 года правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2016 год, в которой предусмотрено 39,8 млрд руб. из ФНБ на покупку локомотивов — такая же сумма сейчас появилась в антикризисном плане, но не указано, идет ли речь о тех же самых деньгах или о новых. «Нам правительство инвестпрограмму одобрило, поэтому ждем денег», — сказал РБК представитель РЖД. Собственные средства РЖД на этот проект в 2016 году составят 29,2 млрд руб., говорит он.
Счетная палата в августе 2015 года указывала, что темпы, с которыми снижаются объемы приобретения импортозависимой продукции, не позволят обеспечить полную независимость РЖД от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде реализации проекта по приобретению тягового подвижного состава. Кроме того, по мнению палаты, «реализация инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя». Дело в том, что по различным сериям тепловозов и электровозов, которые приобретает РЖД, от 60 до 80% предполагает покупку импортозависимой по комплектующим продукции, говорилось в отчете Счетной палаты.
Представители Минфина и Минэкономразвития в понедельник не пояснили, идет ли речь о новой статье расходов из ФНБ или это просто попытка дополнительной защиты докризисных обещаний правительства. Тем не менее в списках антикризисного плана РЖД оказались единственной компанией из получателей средств ФНБ на инфраструктурные проекты.
Планы дорожают
По мере поступления в правительство антикризисных заявок от ведомств стоимость антикризисного плана постепенно увеличивается. По состоянию на понедельник, 8 февраля, общая стоимость плана оценивается в 827,42 млрд руб. (собственная оценка правительства). Первые варианты, с которыми знакомился РБК, оценивались в 737 млрд руб.
В последней версии предложено четыре источника финансирования. За счет действующего бюджета предлагается профинансировать 446,87 млрд руб. В основном это бюджетные кредиты регионам (310 млрд руб.) и поддержка автопрома на 86 млрд руб. Антикризисный фонд может составить 297,4 млрд руб. Но сам фонд правительством пока еще не создан. Еще 136,65 млрд руб. предлагается изыскать «в ходе исполнения бюджета». То есть это те деньги, которые могут появиться у правительства в результате секвестра текущих бюджетных расходов (его правительство пока не провело). Последний источник финансирования, указанный в материалах правительства, — это средства ФНБ на сумму 39,8 млрд руб.
В документах по антикризисному плану не указывается, исходя из каких макроэкономических условий возможно планируемое финансирование. Сообщение газеты «Коммерсантъ» о том, что антикризисный план на этот год рассчитан исходя из средней цены Urals в $40 за баррель, дефицита федерального бюджета в 5,1% ВВП, приватизации на 0,9 трлн руб., собеседники РБК в правительстве опровергли. По их словам, план рассчитывался без привязки к макроэкономическим условиям.
2 февраля Минфин опротестовал значительную часть предложенных антикризисных расходов, но они все равно попали в последнюю версию плана. Наиболее дорогая заявка, не поддержанная Минфином, предполагает дополнительное финансирование сельского хозяйства на 23 млрд руб. Тогда ведомство не поддержало и дополнительное субсидирование скидки на сельхозтехнику, приобретаемую у отечественных производителей (10 млрд руб.), а также очередную докапитализацию ОАО «Росагролизинг» (2 млрд руб.). В последней версии плана поддержка сельского хозяйства не уменьшается. Теперь в план включена заявка на докапитализацию Россельхозбанка на 10 млрд руб.
При этом первая часть плана все больше напоминает попытку отраслевых лоббистов создать статьи, защищенные от сокращения в действующем бюджете. Пунктов, предусматривающих прямую финансовую поддержку отдельных предприятий, становится все больше. Например, появилась заявка на поддержку из антикризисного фонда на 1 млрд руб. ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в группу Уралвагонзавода). Цель — «недопущение прекращения производственной деятельности и возникновения негативного социального эффекта для Челябинской области». Гарантий, что все эти пункты отразятся в пересмотренном бюджете на 2016 год, в правительстве не дают. Наоборот, как стало известно РБК, во вторник первый вице-премьер Игорь Шувалов намеревался провести совещание по изменению структуры бюджета. До этого об изменении самой структуры бюджета в Белом доме не говорили.
Антикризисный план правительства
Указаны только те статьи, которые имеют количественные показатели
1. Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения (объем и источник финансирования — 5?млрд руб. из Антикризисного фонда).
2. Предоставление регионам субвенций на социальные выплаты зарегистрированным безработным гражданам (5,7?млрд руб. из федерального бюджета).
3. Обеспечение лекарствами ВИЧ-инфицированных (21,5?млрд руб. из федерального бюджета).
4. Обеспечение лекарствами граждан, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими редкими заболеваниями (8,5?млрд руб. из федерального бюджета).
5. Обеспечение лекарствами граждан, в том числе льготников, и компенсация расходов, связанных с ослаблением рубля, при закупке импортных лекарств (до 16?млрд руб., источник финансирования определится позже).
6. Обновление санитарного автотранспорта (до 5?млрд руб., источник финансирования определится позже).
7. Обеспечение лекарствами граждан, перенесших высокотехнологичные операции, в течение первого года (до 4,7?млрд руб. из Антикризисного фонда).
8. Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (6?млрд руб. из Антикризисного фонда).
9. Помощь территориальным сетевым компаниям в связи с поэтапной отменой действия механизма «последней мили» (до 6,3?млрд руб., источник финансирования определится позже).
10. Докапитализация Россельхозбанка в рамках мер по импортозамещению в сельском хозяйстве (до 10?млрд руб., источник финансирования определится позже).
11. Поддержка автопрома (88,59?млрд руб. из федерального бюджета, 49,1?млрд руб. из Антикризисного фонда).
12. Поддержка легкой промышленности (1,4?млрд руб. из Антикризисного фонда).
13. Поддержка транспортного машиностроения (до 10?млрд руб. из Антикризисного фонда).
14. Поддержка сельскохозяйственного машиностроения, в том числе обновление парка сельскохозяйственных вузов (10,5?млрд руб. из Антикризисного фонда).
15. Поддержка внутреннего и въездного туризма в России (0,75?млрд руб. из федерального бюджета, до 6?млрд руб., источник финансирования определится позже).
16. Частичное погашение кредитов компаний, взятых на пополнение оборотных средств, и (или) финансирование текущей производственной деятельности (до 2,2?млрд руб., источник финансирования определится позже).
17. Поддержка региональных авиакомпаний (до 0,65?млрд руб., источник финансирования определится позже).
18. Закупка тягового подвижного состава в рамках выполнения инвестпроекта РЖД в 2016?году (39,8?млрд руб. из ФНБ).
19. Ликвидация ограничений судоходства на внутренних водных путях в России (2,7?млрд руб. в 2016?году из Антикризисного фонда).
20. Докапитализация Фонда развития промышленности (20?млрд руб. из Антикризисного фонда).
21. Субсидирование ипотеки на первичном рынке жилья (до 16,5?млрд руб. в 2016?году., источник финансирования определится позже).
22. Создание в регионах новых мест в школах в рамках соответствующей программы на 2016–2025?годы (до 50?млрд руб., источник финансирования определится позже).
23. Создание агентства по технологическому развитию (0,2?млрд руб. — за счет средств, предусмотренных Минпромторгу).
24. Поддержка ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в 2016?году (1?млрд руб. из Антикризисного фонда).
25. Установление ставки НДС в 0% по перевозкам пассажиров и багажа ж/д транспортом в пределах России (11?млрд руб. — выпадающие доходы бюджета).
26. Предоставление бюджетных кредитов регионам (310?млрд руб. из федерального бюджета).
27. Мероприятия по поддержке моногородов (7,2?млрд руб. из федерального бюджета, 5,6?млрд руб. из Антикризисного фонда).
28. Улучшение объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в малых городах (3,4?млрд руб. — средства Фонда содействия реформированию ЖКХ).
29. Увеличение объема господдержки совершенствования коммунальной инфраструктуры (3?млрд руб. из Антикризисного фонда).
30. Помощь предприятиям транспортного машиностроения в производстве инновационного грузового железнодорожного подвижного состава (3?млрд руб. из Антикризисного фонда).
31. Поддержка IT-отрасли (10?млрд руб. за счет платы пользователей радиочастотного спектра по результатам проведенных в 2016?году аукционов на получение лицензии на оказание услуг связи).
32. Дотации покупателям грузового железнодорожного подвижного состава (7?млрд руб. из Антикризисного фонда).
33. Поддержка ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (7,4?млрд руб. из Антикризисного фонда).
34. Увеличение в 2016?году объема госгарантий по кредитам для юрлиц (до 20?млрд руб.).
Источник: РБК