Крупнейшие деловые объединения обратились к В.Путину с просьбой обеспечить принятие до конца весенней сессии Госдумы законопроектов Минэкономразвития России о предельном месячном сроке расчетов по госконтрактам, а также о штрафах и дисквалификации заказчиков за нарушение обязательств. Одновременно Минэкономразвития России предлагает Белому дому урегулировать и несоразмерность ответственности заказчиков и поставщиков за неисполнение других обязательств, понизив для подрядчиков размер неустойки по контрактам стоимостью до 50 млн. руб.
Минэкономразвития России внесло в правительство проект поправок к закону о госзакупках 44-ФЗ о том, что предельный срок оплаты исполненных обязательств подрядчиков по любым государственным и муниципальным контрактам не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке. Сейчас эта норма действует только в отношении субъектов малого предпринимательства, поэтому президенты Торгово-промышленной палаты (ТПП), Российского союза промышленников и предпринимателей, "Деловой России" и "Опоры России" С.Катырин, А.Шохин, А.Репик и А.Калинин обратились к В.Путину с просьбой ускорить ее распространение на все хозяйствующие субъекты. Инициатива объясняется "массовыми случаями, когда госзаказчики необоснованно затягивают сроки оплаты по контрактам", что приводит к издержкам поставщиков, вынужденных брать кредиты, чтобы дождаться оплаты.
Впервые о проблеме президенту сообщил бизнес-омбудсмен Б.Титов в докладе за 2014 г. — и в сентябре 2015 г. первый вице-премьер И.Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС "срочно проработать" этот вопрос. К концу 2015 г. долг по оплате госконтрактов составил 25 млрд. руб., но согласовать проект с другими ведомствами Минэкономики удалось только сейчас. По словам источника в ведомстве, распорядителям бюджетов выгодно затягивание расчетов с поставщиками, позволяющее им "крутить" выделенные лимиты в банках, "что является одной из форм откатов". Как отмечает собеседник "Ъ", коррупция при госзакупках сегодня смещается из сферы определения поставщика в сферу условий контракта и его оплаты. С односторонним составлением условий контракта заказчиками связывает практику злоупотреблений и поддержавший проект Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
Поддерживают предприниматели в письме к президенту и другой проект — поправки к КоАП РФ об административной ответственности должностных лиц госзаказчика за нарушение установленного срока и порядка оплаты (в том числе авансирования) контрактов. Сейчас санкции действуют только для распорядителей бюджетов по гособоронзаказу, при этом пени за просрочку исполнения подрядов начисляются всем без исключения поставщикам.
Этот проект предусматривает штрафы для заказчиков невоенных контрактов 20-30 тыс. руб., но Минэкономразвития России уже согласовало с ведомствами доработанную версию: по предложениям ФАС, Генпрокуратуры и ОНФ штрафы уравняют с действующими для гособоронзаказа (30-50 тыс. руб.), а при повторном нарушении введут дисквалификацию заказчика через суд. По словам источника "Ъ" в Минэкономики, проект будет внесен в правительство через месяц. Главы бизнес-ассоциаций просят президента поручить правительству обеспечить принятие обоих законопроектов до конца весенней сессии Госдумы.
26 апреля Минэкономразвития завершило общественное обсуждение еще одного законопроекта, который В.Путин поручил разработать по итогам мартовского VII съезда ТПП. Он должен урегулировать несоразмерность ответственности заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, не связанных с просрочкой. Сейчас санкции для сторон по контрактам дешевле 50 млн. руб. различаются в три-четыре раза (в пользу заказчика). По проекту Минэкономразвития, при цене контракта 3-50 млн. руб. подрядчику придется вместо 5% уплатить такой же штраф, как и заказчику (2% от цены контракта 3-20 млн. руб. и 1,5% — от суммы 20-50 млн. руб.). Но для самых дешевых контрактов — стоимостью до 3 млн. руб.— проект ответственности сторон не уравнивает, а лишь сокращает разрыв: для поставщиков штрафы будут снижены с 10% до 3% цены контракта (для заказчика — 2,5%).
Меньше контрактов, меньше неустоек
По данным Минэкономразвития, за первый квартал 2016 г. количество (185,3 тыс.) и объем (более 328,7 млрд. руб.) расторгнутых контрактов были на 40% и 37% выше показателей того же периода 2015 г. Чаще контракты расторгались по соглашению сторон, неэффективными могут быть признаны только 2,7 тыс. процедур — контракты, заключенные в их рамках, расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда. Максимум роста объема расторгнутых контрактов (в 1,4 раза) пришелся на субъекты РФ.
Одновременно зафиксировано снижение более чем в 50 раз размера неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств (в среднем — около 17 руб. на контракт): уровень неисполнения обязательств снизился, констатирует Минэкономразвития. Позитивная динамика отмечена и при закупках у субъектов малого бизнеса — их объем вырос на 28%, а средняя цена снизилась на 4%. Только по прямым контрактам малому бизнесу было перечислено более 105,2 млрд. руб., что на 28% выше того же показателя в первом квартале 2015 г.
Минэкономразвития России внесло в правительство проект поправок к закону о госзакупках 44-ФЗ о том, что предельный срок оплаты исполненных обязательств подрядчиков по любым государственным и муниципальным контрактам не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке. Сейчас эта норма действует только в отношении субъектов малого предпринимательства, поэтому президенты Торгово-промышленной палаты (ТПП), Российского союза промышленников и предпринимателей, "Деловой России" и "Опоры России" С.Катырин, А.Шохин, А.Репик и А.Калинин обратились к В.Путину с просьбой ускорить ее распространение на все хозяйствующие субъекты. Инициатива объясняется "массовыми случаями, когда госзаказчики необоснованно затягивают сроки оплаты по контрактам", что приводит к издержкам поставщиков, вынужденных брать кредиты, чтобы дождаться оплаты.
Впервые о проблеме президенту сообщил бизнес-омбудсмен Б.Титов в докладе за 2014 г. — и в сентябре 2015 г. первый вице-премьер И.Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС "срочно проработать" этот вопрос. К концу 2015 г. долг по оплате госконтрактов составил 25 млрд. руб., но согласовать проект с другими ведомствами Минэкономики удалось только сейчас. По словам источника в ведомстве, распорядителям бюджетов выгодно затягивание расчетов с поставщиками, позволяющее им "крутить" выделенные лимиты в банках, "что является одной из форм откатов". Как отмечает собеседник "Ъ", коррупция при госзакупках сегодня смещается из сферы определения поставщика в сферу условий контракта и его оплаты. С односторонним составлением условий контракта заказчиками связывает практику злоупотреблений и поддержавший проект Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
Поддерживают предприниматели в письме к президенту и другой проект — поправки к КоАП РФ об административной ответственности должностных лиц госзаказчика за нарушение установленного срока и порядка оплаты (в том числе авансирования) контрактов. Сейчас санкции действуют только для распорядителей бюджетов по гособоронзаказу, при этом пени за просрочку исполнения подрядов начисляются всем без исключения поставщикам.
Этот проект предусматривает штрафы для заказчиков невоенных контрактов 20-30 тыс. руб., но Минэкономразвития России уже согласовало с ведомствами доработанную версию: по предложениям ФАС, Генпрокуратуры и ОНФ штрафы уравняют с действующими для гособоронзаказа (30-50 тыс. руб.), а при повторном нарушении введут дисквалификацию заказчика через суд. По словам источника "Ъ" в Минэкономики, проект будет внесен в правительство через месяц. Главы бизнес-ассоциаций просят президента поручить правительству обеспечить принятие обоих законопроектов до конца весенней сессии Госдумы.
26 апреля Минэкономразвития завершило общественное обсуждение еще одного законопроекта, который В.Путин поручил разработать по итогам мартовского VII съезда ТПП. Он должен урегулировать несоразмерность ответственности заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, не связанных с просрочкой. Сейчас санкции для сторон по контрактам дешевле 50 млн. руб. различаются в три-четыре раза (в пользу заказчика). По проекту Минэкономразвития, при цене контракта 3-50 млн. руб. подрядчику придется вместо 5% уплатить такой же штраф, как и заказчику (2% от цены контракта 3-20 млн. руб. и 1,5% — от суммы 20-50 млн. руб.). Но для самых дешевых контрактов — стоимостью до 3 млн. руб.— проект ответственности сторон не уравнивает, а лишь сокращает разрыв: для поставщиков штрафы будут снижены с 10% до 3% цены контракта (для заказчика — 2,5%).
Меньше контрактов, меньше неустоек
По данным Минэкономразвития, за первый квартал 2016 г. количество (185,3 тыс.) и объем (более 328,7 млрд. руб.) расторгнутых контрактов были на 40% и 37% выше показателей того же периода 2015 г. Чаще контракты расторгались по соглашению сторон, неэффективными могут быть признаны только 2,7 тыс. процедур — контракты, заключенные в их рамках, расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда. Максимум роста объема расторгнутых контрактов (в 1,4 раза) пришелся на субъекты РФ.
Одновременно зафиксировано снижение более чем в 50 раз размера неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств (в среднем — около 17 руб. на контракт): уровень неисполнения обязательств снизился, констатирует Минэкономразвития. Позитивная динамика отмечена и при закупках у субъектов малого бизнеса — их объем вырос на 28%, а средняя цена снизилась на 4%. Только по прямым контрактам малому бизнесу было перечислено более 105,2 млрд. руб., что на 28% выше того же показателя в первом квартале 2015 г.
Источник: vpk.name